Rose debug info
---------------

дмитрий кучев

об организации жизни и управлении собой

Вальтер Гропиус — Круг Тотальной Архитектуры

Эссе, статьи и записи выступлений главного теоретика модернизма. Выписал актуальные для меня сейчас цитаты об образовании, методе проектирования, архитектуре, дизайне и личности.

 

Образование

Научившись тонкостям и хитростям, можно, конечно, за сравнительно короткий срок добиться определенных результатов; но результаты эти будут поверхностными и неудовлетворительными, потому что такой учащийся перед лицом всякой новой непредвиденной ситуации окажется беспомощен.

Нашей высшей целью должно быть воспитание такого рода людей, что способны схватить целое, не позволяя себе слишком рано уходить в узкие отсеки специализации.

Баухаус отверг то положение вещей, при котором современный человек с самого начала получает слишком много традиционной, специализированной подготовки, что снабжает его только специализированными знаниями, но не пониманием значения и целей его работы и отношения к миру в целом.

Баухаус поместил в самое начало обучения не «специальность», а «человека» в его естественной готовности воспринимать жизнь как целое.

Базой обучения послужил подготовительный курс, знакомивший ученика с понятиями пропорций, масштаба, ритма, света, тени и цвета и позволявший ему в то же время пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами всех видов, с тем чтобы найти то место, где с учетом своих естественных способностей он мог бы обрести почву для творчества.

Подготовка, занимавшая шесть месяцев, была рассчитана на развитие и формирование интеллекта, чувств и идей с общей задачей выявления «целостного существа» человека, который начиная с биологии, оказался бы в состоянии воспринять все явления жизни с истинной уверенностью и не был бы взят врасплох потрясениями нашего «механистического века».

В дополнение к техническому и ремесленному обучению дизайнер должен также изучить особый язык форм, чтобы уметь сообщить зримое выражение своим идеям.

В своём взаимодействии с промышленность Баухаус придавал особо значение формированию у студентов глубокого понимания экономических проблем.

Творческие идеи не создаются на заказ, творец модели должен, тем не менее развить в себе профессиональные представления об экономике процесса последующего изготовления его модели на линиях массового производства.

Настоящее образование, рассчитаное на воспитание в индивиде творческого отношения и сбалансированности, должно, разумеется, уводить его от фактической информации и книжного знания у непосредственному личному опыту и действию. Мы должны предоставить нашей молодежи больше возможностей получить за время обучения такой личный опыт, ибо только самостоятельное «открытие» фактов позволит превратить знание в мудрость.

Истинная цель всякого образования состоит в пробуждении склонности к ещё более великим свершениям.

Нельзя ждать никакого существенного результата от какой бы то ни было системы образования, если там нет господствующего идеала, человеческий или общественный компонент которого должен направлять профессиональный, а не наоборот.

Обучение подходу к действительности гораздо важнее обучения мастерству.

Метод на всех этапах должен стремиться к всеохватности, избегая секторальной ограниченности, и постепенно возрастать в своей интенсивности и деталировке одновременно во всех разделах дисциплины. ‹…› Только в таком случае студент легко усвоить все последующие детали и отыщет им место при условии, что будет двигаться от целого к частям, а не наоборот.

Книга и чертежная доска не в состоянии дать тот бесценный опыт, который даёт метод проб и ошибок в мастерской и на стройплощадке. Эта практика, следовательно должна быть с самого начала включена в обучение.

Практика — лучшее средство обеспечения в сознании студента синтеза всех эмоциональных и интеллектуальных элементов; она удерживает его от поспешного обращения к «скороспелому» дизайну, не подкрепленному в достаточной мере знанием ремесла.

Находясь в естественной готовности охватить жизнь как единое целое, студент должен получить сначала разностороннее понимание широкого поля возможностей для выражения того, что он видит.

Студента нужно познакомить сначала с трехмерными экспериментами, с элементами «сооружения», а именно с композицией в пространстве, а также со всевозможными опытами с материалами. К примеру, восприятие контраста грубого и гладкого, твёрдого и мягкого, напряженного и свободного поможет студенту, тренируя руку, открыть для себя особенности разных материалов, их структуру и текстуру.

Студент, прежде чем претендовать на звание профессионала, должен наблюдать строительство от начала до конца

 

Метод и стиль

Я здесь не для того, чтобы ввести в употребление, так сказать, под копирку «современный стиль» из Европы; речь скорее о методе, который позволял бы браться за решение проблем с учетом их специфики.

Цель Баухауса не в распространении какого бы то ни было «стиля», системы или догмы, а лишь в оказании живительного воздействия на дизайн.

мы искали новый метод, не новый стиль.

Мы старались сформулировать новый подход, который поможет развить творческого сознание всех участников нашего дела и который в конечном итоге приведёт к новому пониманию жизни.

Наиболее существенным достижением Баухауса явилась достигнутая со временем известная однородность всех его изделий; ‹…› Выразилось это не во внешних стилистических чертах, но, скорее, в стремлении проектировать вещи просто и правдиво, в согласии с их внутренними законами. Поэтому формы, короче получали изделия, являли собой, таким образом, не ещё одно модное поветрие, но продукт ясного мышления и делительных изысканий в теории и практике на направлениях техническом, экономическом и дизайнерском.

 

Архитектура

Хорошая архитектура должна стать проекцией самой жизни, что подразумевает глубокое владение биологическими, социальными, техническими и художественными вопросами.

Мы постигаем пространство и масштаб лишь в рамках конечных отношений. Средством архитектуры является ограниченное пространство — открытое или замкнутое. В правильных отношениях между массами и пустотой, ими обрамлённой, — сама суть архитектуры. ‹…› многие вовсе не осознают смысл этих отношений, и даже опытные архитекторы, проектируя, мыслят лишь зданиями и не ведают, что пустые пространства между ними могут быть не менее важным элементом архитектурной композиции.

Во все великие эпохи архитектура в своём наивысшем воплощении была матерью всех искусств, выступая в роли искусства социального.

Архитектор будущего в своих произведениях должен придать духовным и материальным потребностям человеческого существования оригинальное конструктивное выражение, обновляя тем самым человеческий дух, вместо того, чтобы имитировать мысли и дела былых эпох.

Внешние формы модернистской архитектуры есть не каприз немногих архитекторов, ищущих новизны, а неизбежный естественный результат интеллектуальных, социальных и технических условий нашей эпохи.

Идея рационализации, которые многие считают основной характеристикой новой архитектуры, призвана сыграть очистительную роль, не более того. Другой аспект — удовлетворение потребностей человеческого духа — не менее важен.

Гораздо важнее, чем материальная сторона и структурная экономия, интеллектуальные достижения, которые сделали возможным новое видение пространства, ибо по самой своей сути архитектура зависит от пространства.

Я верю, что наше представление о новой архитектуре ни в чем не враждебно традиционному, ибо уважение к традиции подразумевает не эстетическую увлеченность устаревшими формами искусства, но борьбу за самое существенное.

Архитектура, как говорится, — истинное зеркало жизни и общественных отношений любой эпохи.

Подлинно оригинальная архитектура настолько же зависит от общественного понимания, насколько и от своих творцов.

Люди получают ту архитектуру, к которой готовы.

Мы нуждаемся в новом коде визуальных ценностей. Пока мы барахтаемся в бесконечном сумбуре из заимствованных средств художественной выразительности, мы не сможем придать форму и сущность своей культуре.

Физические и духовные функции, предопределяющие форму сооружений, взаимозависимы. Выражать физическое назначение с помощью новейших технических средств, тогда как духовное назначение выражено заимствованной из прошлого исторической оболочкой — анахронизм. Попытки такого рода просто путают искусство архитектуры с прикладной археологией. Подлинно органическая архитектура означает непрестанное обновление. ‹…› Настоящая традиция есть результат постоянного развития; она должна по сути своей быть динамичной, а не статичной, дабы служить неистощимым стимулом людям.

Исконное требование к искусству архитектуры: художественно уравновешивать массы зданий и открытые пространства в согласии с человеческой способностью воспринимать и переживать гармонию пространства и масштаба.

Новые здания должны твориться заново, а не копировать старые.

Единство выражается в верности заданному пространственному порядку уже существующих зданий, а не в подражании их внешности.

Архитектура никогда не заканчивается, она непрерывно меняется.

Болезни сегодняшнего хаотического окружения, его подчас жалкая уродливость и беспорядок стали следствием неспособности поставить фундаментальные человеческие потребности выше предписаний экономики и индустрии. ‹…› Ключом к успешному переустройству нашего окружения — в чем и состоит величайшая задача архитектора — станет решимость сделать доминирующим фактором человеческий элемент.

 

Дизайн

подход к дизайну в любом масштабе — идёт ли речь о стуле, здании, целом городе или планировке какой-либо территории — должен быть принципиально идентичен не только в отношении пространственного взаимодействия, но также с социальной точки зрения.

процесс проектирования большого дома отличается от простого стула масштабом, не принципами.

Дизайн является не интеллектуальным или же материальным занятием, но попросту неотъемлемой частью самой жизни, тем, в чем в цивилизованном обществе нуждается каждый.

Понятие «дизайн» в общих чертах охватывает все сфера рукотворной зримой среды — от простых повседневных предметов до сложной структуры целого города.

Размеры нашего тела служат мерилом при восприятии всего, что нас окружает.

Наше тело — это единственная шкала, позволяющая установить конечные пределы отношений внутри бесконечного пространства. ‹…› Но дизайнеру следует учитывать не только абсолютные отношения размеров нашего тела и видимых объектов, он должен также предвидеть меняющееся расстояние, с которого зритель будет осматривать его творения.

Польза и красота суть неотъемлемые качества, неразрывно связанные и взаимообусловленные.

Поток непрерывного развития, изменение художественной выразительности в соответствии с изменениями жизни — вот это важно в дизайнерской работе, вовсе не погоня за приемами формалистски понятного «стиля».

Зачем пускаться в мелочные рассуждения о том, кто на кого повлиял, когда значение имеет лишь то, улучшили нашу жизнь достигнутые результаты или нет.

 

Личность

Искусство — не научная дисциплина, которую можно изучать шаг за шагом по книжкам. Врожденный творческий дар можно развить лишь воздействуя на все существо человека примером педагога и всей его работой.

Любой полноценный человек способен постичь форму. Проблема, как мне кажется, вовсе не в наличии у кого-либо творческих способностей, но в отыскание способа их освоить.

Только тот, кто действительно хорошо овладел каким-то одним образом мысли, сумеет позднее, сопоставляя его с другими, сознательно отобрать для себя все то, что необходимо для его собственных творческих опытов.

привести к единству самые разные направления человеческой деятельности дано лишь цельной личности.

Как работает психотерапия

Версия для тех, кто базово понимает как устроен мозг, знает что такое лимбическая система и префронтальная кора, понимает про нейронные связи. Я буду сильно-сильно упрощать, да простят меня умные мира сего.

В понимании психотерапии я прошел такой путь:

  1. Я не верю в психотерапию. Не понимаю как разговоры могут помогать. Поговорить можно и с друзьями, у меня прекрасные друзья. Да что там, я сам с великолепным уровнем саморефлексии. Непонятно как разговоры могут пройти критерий научности Поппера.
  2. Вокруг меня много говорят про психотерапию: как она помогает, как становится легче, какие значимые изменения в жизни происходят после нее. Я не понимаю как это работает, но появился интерес.
  3. Я почти два года хожу на психотерапию. Улучшились отношения с мамой, с близкими родственниками, стало больше взаимопонимания с женой, стал лучше чувствовать свои потребности. Но я все еще не понимаю как это работает. Работает и слава богу.
  4. Я почти год работаю в психостартапе и все равно не сильно глубоко понимаю. Знал что есть научно-проверенные и непроверенные методики.

Лекция Карины Карамян «Как работает психотерапия»

  1. [Я здесь] Карина читает лекцию, после которой Я ПОНЯЛ. Понял на понятном мне языке — языке нейробиологии. Делюсь с вами заметками с лекции.

Сначала коротко про любимые нейроны.

Лимбическая система (тот самый «эмоциональный мозг») наиболее активно развивается в первые два года жизни человека. Развитие этой части мозга в детстве напрямую влияет на наши увлечения, вкусы, умение сближаться c другими людьми. Со второго года жизни начинает активно развиваться префронтальная кора (тот самый «рациональный мозг»), в котором в том числе развиваются зеркальные нейроны, помогающие нам испытывать эмпатию и сострадать. Наиболее активно она развивается лет до 7. То есть в первые годы жизни у нас формируются основной эмоциональный опыт и навыки необходимые для социального взаимодействия.

Получая в эти годы тот или иной опыт общения, в мозгу формируются определенные нейронные связи. И эти связи тем прочнее, чем чаще повторяется опыт. Прочные нейронные связи формируют «стандартную надстройку» — паттерны поведения. Если в детстве мы чувствуем безопасность, то стандартная надстройка — активное познание и социальное взаимодействие. Если небезопасность, то тотальный контроль и чувство одиночества. (еще раз, я сильно упрощаю).

Лимбическая система сохраняет эти надстройки. Взрослея, мы действуем из них и только упрочняем нейронные связи в мозгу. Паттерны поведения повторяются из раза в раз, из ситуации к ситуации, не зависимо от того, подходит ли контекст ситуации для такого поведения с точки зрения логики. (тут помним, что лимбическая система реагирует быстрее, чем префронтальная кора, то есть сначала срабатывают выученные эмоции, только потом логический анализ. так мозгу выгодно с точки зрения эволюции)

Так вот. Задача терапевта — создать новые паттерны поведения, создать новые нейронные связи в вашем мозгу. Для этого терапевт как бэ заменяет «адекватного взрослого» в первые годы жизни, но уже для взрослого человека. Поэтому часто мы чувствуем привязанность к терапевту сродни детско-родительской.

Психотерапевт строит с клиентом эмоционально-безопасное пространство — «терапевтический альянс». Разговоры с терапевтом в таком пространстве дают возможность практиковаться в предсказуемом опыте общения.

Ты опаздываешь, а тебя не ругают. Ты рассказываешь о стыдном опыте, а тебя не осуждают. Ты рассказываешь о своих переживаниях и тебя по-настоящему поддерживают (а не «да ты не переживай», «да просто соберись»). В этих отношениях человек, возможно, впервые в жизни сталкивается с адекватной реакцией, мимикой, откликом.

Сессия за сессией терапевт с клиентом разбирают эмоциональное состояние, опыт, реакции, поведение, внутренние ощущения, что угодно. Терапевт фокусирует клиента на нужных моментах, помогает реагировать не старым привычным образом (по старым нейросвязям), а новым. Так встреча за встречей строится и закрепляется новый нейронный контур. Сначала клиент научается по-новому реагировать в «кабинетных» условиях, а потом и за его пределами — в обычных отношениях.

Именно поэтому психотерапия работает долгосрочно. Невозможно выстроить новые нейронные связи за две-три встречи. Для этого бывает нужны годы. Сорри, но так устроена биология мозга.

Лекция Карины Карамян «Как работает психотерапия»

Посмотрите лекцию Карины. Она более детально рассказывает про устройство мозга, про то как мозг обрабатывает информацию, про научные исследования вокруг психотерапии, методы психотерапии.

Умение работать

Контринтуитивное, банальное, но очень важное знание. 80 % силы дизайнера лежит вне навыков делать непосредственно дизайн. Цифра условная, чисто для образа. В этих 80%:

  • интерес к людям и миру вокруг, жажда знаний;
  • презентация работы и умение объяснять свои решения с заботой об интересах заказчика;
  • умение задавать вопросы и отвечать на вопросы;
  • умение взять и сделать;
  • быть на стороне клиента и усиливать его идеи, а не отстаивать свои. при этом показывать риски, слабые и сильные стороны всех вариантов;
  • реакция на критику с позиции «о как классно, что вы думаете иначе»;
  • искреннее желание помогать;
  • делать то, что пообещал, а потом еще сверху. но в первую очередь то, что пообещал, о чем договорились;
  • делать в срок. если не успеваешь, то заранее предупреждать;
  • личная ответственность за результат. отвечать своим именем и репутацией;
  • понятные прозрачные процессы: вот так будет строиться наши взаимоотношения; через неделю будет такой результат, а через месяц вот такой; вот так я работаю; такое делаю, такое не делаю; так умею, так не умею;
  • управление своим временем, вниманием, эмоциями;
  • способность приносить результат, а не вопросы;
  • предсказуемость результата. в каждый момент времени ты и заказчик понимаете каким будет следующий результат;
  • и т.далее

я назваю это умением работать, ну или просто профессионализмом. за профессионализмом следует мастерство (20% силы). бывает профессионал без глубокого мастерства, но не бывает мастера без профессионализма.

вместо дизайнера можно подставить любую другую профессию. вместо заказчика подставить любого, с кем вы договариваетесь о любом виде работы.

Поговорил про дизайн в подкасте

В подкасте «Как ты это делаешь» поговорили про дизайн. Помимо того, про что часто рассказываю — про Пермь и Пермские проекты, — говорили про первопринципы в дизайне, про системы принятия решений, про практики благодарности, психотерапию и паттерны.

Youtube
Apple
Spotify
Google
Castbox
Pocket
Breaker
Overcast
RadioPublic

 Нет комментариев    1766   8 мес  

Прошел курс по позитивной психологии

Прошел 10-недельный курс Йельского университета по позитивной психологии — «науке быть счастливым». Курс двусоставной — 6 недель лекции, 4 недели практика. Про практику как-нибудь в другой раз, а сегодня про теоретическую часть.

Лекционный курс — это, в основном, пересказ нескольких десятков исследований и книг на тему психологии благополучия: что делает и не делает нас счастливыми. Кажется все очевидно и понятно (дада, там в конце опять про спать-бегать-медитировать, сколько можно) , но я кайфанул от огромной доказательной базы.

Тезисно.

Что нас точно не делает счастливыми

Деньги

Как денежный доход влияет на ощущение счастья

Про это уже писал отдельную заметку.

Покупка новых вещей

Желание вещей, постоянная покупка нового, фокус на материальное не только не ведут к счастью, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе делают хуже.

Любовь

Влюбившись мы счастливы первые два-три года, а потом уровень счастья возвращается на прежний уровень.

Стремление изменить тело

Похудеть, подкачаться, сделать модную прическу, подкачать губы — не делает счастливее.

Более классная работа и более классные оценки

Почему так происходит. Почему мы думаем, что некоторые вещи сделают нас счастливее, а они, сука, не делают.

Мозг ооооочень плохо прогнозирует будущее.

Он переоценивает силу и продожительность воздействия одних вещей и недооценивает у других. У кого-то лучше, у кого-то хуже, но в целом у каждого мозг фигово предсказывает от чего нам будет лучше или хуже.

Мозг — социальное существо

Ему супер важно постоянно сравнивать себя с окружением (эволюция, мать ее). Хорошая работа, размер дохода, идеальное тело, и т. п. — всё это мы оцениваем относительно наших ориентиров. И мозгу пофиг на кого ориентироваться, он не особо понимает и принимает рациональные аргументы. Сравнивает с тем, кого видит — а видит в основном соцсети и рекламу.

Мозг быстро привыкает к новым обстоятельствам

Это называется феномен гедонистической адаптации — привыкание к положительным и отрицательным явлениям, что делает эмоциональный эффект от них непродолжительным. Мы привыкаем к новому и новое быстро становится нормой.

А что делать-то? Как все же становиться счастливее?

Вкладываться не в вещи, а во впечатления

Радость от материальных ценностей проходит быстрее, чем от нематериальных. Проблема вещей в том, что мы привыкаем к ним. Вместо вещей лучше вкладываться в то, что задерживается с нами — воспоминания, впечателния.

Смаковать

Смакование — посмотреть на свой опыт со стороны, чтобы почувствовать его ценность. Замечать положительные ощущения и наслаждаться ими, сосредоточиться на них. Рассказывать другим, смеяться или прыгать от удовольствия.

Искренне благодарить

Благодарность — это убийца зависти. Практика благодарности — думать, как вам повезло, что в вашей жизни есть именно эти люди и эти вещи. Всем телом испытать чувство благодарности за это переживание. Еще здорово регулярно писать письма/сообщения и благодарить других.

Искать работу / дело, которые задействуют максимум твоих сильных сторон и вводят в состояние потока.

Совершать больше добрых дел

Чем больше мы делаем для другим, тем счастливее себя чувствуем.

Расширять социальные связи

Больше проводить времени с семьёй, друзьями, возлюбленными.

Выделять себе больше свободного времени

Всячески искать способы, чтобы хватало времени делать то, что хочется.

Медитировать

Хотя бы 5-10 минут в день.

Заниматься физическими упражнениями

Хотя бы по 30 минут несколько раз в неделю.

Больше спать

Не меньше 7 часов в сутки несколько раз в неделю.

ВСЕ! Очень просто!

Как денежный доход влияет на ощущение счастья

Буду ли я счастливее, когда у меня будет больше денег? Есть несколько исследований, которые я считаю значимыми, чтобы ответить на этот вопрос. Рассказываю основные выжимки из них.

Повышение дохода повышает оценку эмоционального состояния. Но есть предел.

High income improves evaluation of life but not emotional well-being. Daniel Kahneman and Angus Deaton. 2010

Знаковое исследование Нобелевских лауреатов Дэниеля Каннемана и Ангуса Диттона показывает, что с ростом дохода снижаются частота и интенсивность переживания отрицательных эмоций — грусть, стресс, гнев и т. д., — и повышается частота положительных эмоций.

Но рост эмоционального благополучия растет до определенного уровня дохода. Для США 2010 года этот порог был $75 000 на семью. Т. е. с ростом годового семейного дохода свыше $75 000 частота переживания положительных эмоций перестает расти, а негативных эмоций не становится меньше.

Positive affect — среднее значение доли населения, сообщающих о счастье, улыбке и удовольствии. Not blue — 1 минус среднее значение доли населения, сообщающего о беспокойстве и грусти. Stress free — доля населения, которое не сообщало о стрессе за предыдущий день.

Повышение дохода повышает ощущение удовлетворенности жизнью

В том же исследовании выше показано, что повышение дохода повышает нашу собственную «оценку жизни» (график Ladder). Не «счастливы ли мы», а «удовлетворены ли жизнью». При высоких доходах рост не такой крутой, как при низких, но все равно рост есть.

Из этого мы получаем несоответствие между тем, что мы чувствуем на самом деле, и тем, как мы оцениваем нашу текущую жизнь. Высокий доход не обязательно означает счастье, но заставляет нас считать, что у нас должна быть более счастливая жизнь.

Нужный для «счастья» доход — субъективная величина

The measurement of welfare and well-being: the Leyden approach. van Praag, B.M.S.; Frijters, P. 1999

Хорошая зарплата — относительное понятие. Она мыслится относительно некоторой отправной точки. А отправная точка — это тот уровень дохода, который у нас был недавно, или который есть сейчас. Или же это точка, которую мы получаем из социального сравнения. Мы никогда не довольствуемся достигнутым. Наши потребности резко возрастают всякий раз, когда мы добиваемся большего. Есть $20 000 в год — хочешь 30, есть 50 — хочешь 100, есть 100 — хочешь 250. Исследование Университета Амстердама показывает, что на каждый $1 увеличения дохода, наш «желаемый доход» увеличивается на $1.40.

SUBJECTIVE WELL-BEING AND INCOME: IS THERE ANY EVIDENCE OF SATIATION? Betsey Stevenson, Justin Wolfers. 2013

При этом увеличение дохода в 2 раза не равно увеличению удовлетворенности жизнью в 2 раза. Исследование Национального бюро экономических исследований на тысячах людей из 150 стран показывает, что удвоение дохода дает +0,5 к удовлетворенностью жизнью по 10-бальной шкале не зависимо высокий это доход или низкий.

Social Comparison, Social Media, and Self-Esteem. Erin A. Vogel, Jason P. Rose, Lindsay R. Roberts, and Katheryn Eckles. 2014

Для сравнения. По исследованию Университета Толедо регулярный просмотр лент социальных сетей снижает ощущение удовлетворенности жизнью на 1 пункт по 10-бальной шкале. Все из-за того, что в соцсетях мы сравниваем себя с другими (осознанно или не осознанно). Т. е. по эффекту от масштаба рост дохода влияет на удовлетворенность жизнью меньше, чем отказ от социальных сетей.

На субъективность необходимого для счастья дохода сильно влияет окружение

Если вокруг нас люди с уровнем дохода сравнимым с нашим или ниже, мы чувствуем себя более удовлетворенными, чем когда вокруг нас люди с доходом выше нашего.

Satisfaction and comparison income Andrew E. Clark, Andrew J. Oswald. 1996

Кларк и Освальд из Лондонской экономической школы опросили 5 000 британских работников различных специальностей, и обнаружили, что удовлетворённость работой — то, насколько людям работа нравилась, — снижается, когда сравнительный доход окружающих растет. Т. е., когда вы зарабатываете меньше коллег, и сознаёте, что вам платят меньше, то вам меньше нравится ваша работа. Чем выше доходы окружающих, тем меньше вам нравится ваша работа.

Мы привыкаем к росту дохода и через год уже не чувствуем счастья от повышения

Happiness adaptation to income and to status in an individual panel. Rafael Di Tellaa, John Haisken-De Newc, Robert MacCulloch, 2010

Наш мозг быстро привыкает к обстоятельствам — и к положительным и к отрицательным явлениям. Это делает эмоциональный эффект от них непродолжительным. Из-за этого многие приятные для нас вещи перестают быть таковыми. Ди Телла наблюдал за 7800 немцами с 1984 по 2000 годы, пытаясь выяснить, привыкает ли человек к постоянно повышающейся зарплате. Так, когда они получали новую повышенную зарплату, уровень счастья от этого события возрастал до 7,7/10, но уже через год он возвращался к обычным 6,8—7,1/10. Новая зарплата становится новой нормой и перестает приносить ту радость, на которую мы рассчитывали.

В 90-е был бум роста зарплат из-за роста интернет-компаний. Но график уровня счастья почти плоский.

Уровень счастья не зависит от материального благосостояния общества

В книге The How of Happiness: A New Approach to Getting the Life You Want Соня Любомирски приводит сравнение среднего уровня счастья в 1940 и 2015 годы в США — 7.5 против 7,2. При этом в послевоенные годы в США в 2/3 домов не было душа в помещении и горячей воды, т. е. базовые потребности были меньше удовлетворены. А сейчас айфоны, посудомоечные машины, роботы-пылесосы и тд. Это американский парадокс — улучшения последних четырёх десятилетий ни на йоту не увеличили субъективное благополучие. По сравнению с нашими бабушками и дедушками, мы выросли в гораздо большем достатке, с несколько меньшим уровнем счастья и гораздо более высоким риском депрессии и всевозможных социальных патологий.

Заметки с лекции Ричарда Хэмминга «Вы и ваши исследования»

Ричард Хэмминг — американский математик, работы которого в сфере теории информации оказали существенное влияние на компьютерные науки и телекоммуникации [Википедия].

Richard Hamming «You and Your Research»

Полный перевод на Хабре

Доктор Хэмминг задаётся вопросом: «Почему лишь немногие ученые делают значительный вклад в науку, а многие остаются в забвении?» Это исследование о том, как делать значимую работу. Я выписал несколько мыслей, которые мне особенно отозвались.

Решение важных задач

В каждой области знаний существуют «важные» задачи. Условно, это задачи, за решение которых дадут Нобелевскую премию. Только такими задачи стоит заниматься, чтобы стать великим. Например, в физике это задачи перемещения во времени, телепортации и антигравитации.

Если вы работаете не над «важными» задачами, маловероятно, что вы станете великим. Даже если сейчас вы работаете не над важными задачами, часть времени вы должны тратить на то, чтобы ответить на вопросы: какие задачи важны в моей области, как мне начать работать над ними.

Задавайте себе вопросы: «Какие в моей области важные задачи?». «Над какими важными задачами я работаю?». «Если то, что я делаю, неважно, и это не приведет к чему-то важному, почему я работаю над этим?»

Эффект Нобелевской премии

Великие ученые после получения признания не могут повторить успех, потому что делают ошибку — работают теперь только над большими задачами. Они больше не могут заниматься мелкими. А так не работает. Работа над значительным всегда начинается с малого, а не с великого.

Нужно продолжать сажать маленькие желуди, из которых растут могучие дубы. А раннее признание стерилизует: после него ученые обнаруживают себя во всяких комитетах и больше неспособны работать.

Недостаточно сделать работу, надо ее продать.

Идея продажи очевидна. Если вы нигде не рассказали о своей работе, не опубликовали в цитируемых журналах, если ее никто не прочитал, если вы не проводите лекций и не рассказываете о своих результатах, никто не придет и не вручит вам известность.

Более полные конспекты есть у Сережи и Миши, но лучше прочитать всю статью.

Конспект Сережи Шабалина
Конспект Миши Калыгина

Как устроен коми-пермяцкий язык

У меня коми-пермяцкая кровь: мама и папа чистокровные коми-пермяки. Язык я никогда не знал и особо не интересовался. В детстве знал несколько слов, мог понять часть диалога бабушек. Правда и родители и старшие родственники говорили на смеси русского и коми-пермяцкого.

Два года назад, из чисто исследовательского интереса, решил узнать про язык побольше. Исследование языка опубликовал в твиттере ввиде небольшого треда.

Тред написан по книге Разговорник. Коми-пермяцкий язык. — Кудымкар: Коми-Перм. этнокультурный центр, 2012.

  1. Коми-пермяцкий алфавит называется анбур. В нем 35 букв. В дополнение к русским 2 гласных — ö и i. ö — это как э в словах мэр, сэр или гласный звук в англ. girl. i — это твердая и после д, з, л, н, с, т. Т. е. в «ди» — это [д]+[и], а не [дь]+[и]
  2. В языке 18 падежей. Лингвисты говорят, что чем больше падежей, тем язык проще. Например, есть два Предельных падежа (реально, Предельный 1 и Предельный 2). Есть Приблизительный падеж.
  3. В коми-пермяцком всего одно склонение и одно спряжение. Основа слова всегда неизменна. А еще нет рода. А еще нет предлогов, вместо них меняются суффиксы: в земле — муын, из земли — муись, к земле — мулань. Это делает язык довольно простым для изучения
  4. По говору есть три диалекта — эловые, вэ-эловые и нуль-эловые (не важно). Одни говорят Нылка (девушка), другие Нывка, третьи Ныыка (середина как бы глотается). Мои родители из первой группы. Говорят, что понимать тех других можно, но довольно сложно.
  5. Литературным коми-пермяцким считается кудымкарско-иньвенский диалект. Носителей этого диалекта больше всего. Есть еще кочевский и косинско-камский диалекты. Говор же в каждой деревне может оказаться свой. Это как с моим школьным английским объясняться на окраине Дублина.
  6. Звук [ы] может быть и в начале слова. Например, в словах Ыб (поле), Ыбöc (дверь). Есть прекрасное слово с тремя Ы — Ыджытжык — Бóльший
  7. Помните, что в русском все слова с Ф — заимствованные из греческого? В коми-пермяцком Ф, Х и Ц встречаются только в русских словах. При это в классической речи трансформируются: ф в п, х — к, ц — ч. Пéрма вместо Ферма, Кöзяин вместо Хозяин, Конеч вместо Конец.
  8. В коми языке все гласные произносятся четко и не меняются в безударной позиции. Если в русском мы говорим [парашок], то по коми — как написано — [порошок]. Отсюда тянется этот знаменитый пермский говор.
  9. В коми языке Щ произносится как удвоенная Ш. Тёща — Тёшша. Но у родных я такого не слышал. Бабушка говорила Ощ (открой), так же твёрдо, как Борщ.
  10. В коми-пермяцком три аффрикаты — дз, тш, дж — это когда один соединеный звук обозначается сочетанием двух букв. [дз] — это такая мягкая ч, как на стыке в «прилечь бы». Дзодзoг — гусь.
  11. Как я писал, в коми-пермяцком нет предлогов. Но есть послелоги. Это примерно то же самое, что в русском предлоги. Послелоги — это либо непризнанные падежи, либо застывшие падёжные формы. «Порьпиан йылiсь — про поросят»
  12. Есть ещё послелоги-существительные, означающие положение во времени и пространстве. Вöр — лес, Дорын — край. Вöр дорын — возле леса
  13. Ё может стоять в безударной позиции. Например, если есть «сильный» суффикс. Сёй — есть. Сёйы’штны — доесть. Если в слове есть сильный суффикс — ударение всегда будет на нем.
  14. Считаем до десяти. Нуль, Öтiк, Кык, Куим, Нёль, Вит, Квать, Сизим, Кыкьямыс, Öкмыс, Дас
  15. О вежливости. Спасибо — Аттьö. Здравствуйте — Олат-вылат. До свидания — Адззисьлытодз. Приятного аппетита — Нянь-сов
  16. «Ва» — по коми — вода. Можете встретить этот корень в названиях рек. Например, Сылва — Талая вода; Койва — брызжущая вода (брызги+вода). Иньва, Обва, Колва и тд
  17. В коми нет своего мата. Весь мат заимствован из русского. У половых органов, есть свои названия, например «манянь» (она самая), но это не ругательство. Есть кальки с наших ругательств: «еб твою мать» — Мам те каялыще. Но своего мата нет
  18. В северо-восточных регионах европейской России часто встречается слово «баский, баще» в значении «красивый, красивее». Это обычное слово из коми языков. С коми-пермяцкого «басöк» — красивый.
  19. Еще про заимствования из коми-пермяцкого в русский. Наверно всем известное. Пельмени попали в русскую кухню с Урала. По-коми Пель — ухо, Нянь — хлеб. Пельнянь — хлебное ухо. Собственно пельмени и похожи на уши.

Записали подкаст про про агрессию в городской среде

В «Легко, просто и подкасте» поговорили с Тимуром Зарудным про культуру насилия в городской среде: почему объявления пишут агрессивным языком, про чиновников и институты власти, про уважение и заботу.

🍏 Эплподкасты
☁️ Саундклауд
👨‍💻 Все сервисы в одном месте
💽 Яндекс.диск

Основы мышления Ильи Красинского

Расшифровка подкаста

Единственный подкаст, который слушал более одного раза, а расшифровку перечитывал раза три. Очень отзывается все, о чем говорят Ваня с Ильей. Хочется перенять такой способ мышления.

Иван Замесин — фаундер Меты, ко-фаундер Focus Calendar, ведет курс по кастдеву.

Илья Красинский — CEO и ко-фаундер Rick.ai, проводит тренинг Product Heroes, мастер спорта по юнит-экономике.

Ясли мышления

Есть два типа мышления (майндсета) — фиксированное мышление и мышление роста. Мышление роста: я буду проверять много гипотез, совершать много ошибок. Фиксированный майндсет — это «мои ошибки меня определяют, я делаю то, что у меня получается, а то что не получается — даже не буду пробовать».

Майндсет роста — базовый кирпичик гибкого быстрого мышления. Важно окружить себя людьми, у которых есть такой тип мышления. Окружить и учиться у них. А второе — это знать, что у тебя есть когнитивные искажения и такие процессы, которые придумывают красивые рационализации.

Рационализация: все что мне сейчас непонятно или я не готов принять, я рационально объясняю себе почему это так устроено. Поэтому важно критиковать свое мышление, перепроверять себя — а не рационализирую ли я сейчас.

Важно видеть разрыв с реальностью, подвергать все сомнению, замечать карго-культы. Запустить цикл обратной связи: смотреть что работает, что не работает.

Просто проверять все, что ты делаешь, на правду

Комьюнити умных людей

Окружи себя людьми, которые протащили через себя книжки, опыт, паттерны, примеры. И будь ценным для коммьюнити. Почти всегда интересны люди, которым есть что сказать. Поэтому хотя бы в какой—то отрасли у тебя должен быть опыт, компетентность, которая интересна людям. И тогда ты получишь обратно новые смыслы, информацию.

Нельзя получить доверие и интерес к себе от комьюнити с одной попытки. Так не работает. Есть такой принцип «много малых событий». Много, много, много раз попробовать сделать/рассказать одно и то же.

Если ты кому—то что—то пытаешься рассказывать, оно в разы лучше у тебя в голове укладывается. Расскажи так, чтобы было понятно девятилетнему ребенку. Когда ты спускаешься на базовые принципы, как это в жизни проявляется, тогда ты лучше запоминаешь.

Когда ты рассказываешь, ты получаешь обратную связь. Когда ты в комьюнити общаешься, ты получаешь обратную связь. Когда ты систематизируешь, выписываешь, рефлексируешь, ты получаешь обратную связь. Устойчивая усиливающая петля обратной связи (желательно много петель обратной связи) нужны чтобы строить системы, которые не могут не привести к нужной цели.

Приходить в комьюнити, вытягивать из комьюнити и об комьюнити отбивать то, что ты делаешь. Рассказывать другим, чтобы собирать обратную связь и хорошо запоминать то, что ты делаешь.

Как расти быстрее

Наша работа — постоянно из одной зоны компетенций в другую перепрыгивать.

Как делать быстрее: идти к людям, которые умеют делать что-то лучше других, и с ними общаться. Брать у них какой—то маленький приемчик, или большой приемчик, или мысль, которая полностью поменяет подход к делу.

Надо красть как художники, лучшие приемы эволюционно должны побеждать, а все, что не работает, должно уйти.

Мышление из первых принципов

Первые принципы: составные элементы истинного знания.

Перевод статьи First Principles: The Building Blocks of True Knowledge

Cамые классные решения принимаются из первых принципов. Мышление первых принципов — стараться докапывать до основ, разбираться как на самом атомарном уровне устроены системы, процессы. Проверять все на первичных данных, докапываться до ноликов и единичек.

Мышление из первых принципов позволяет увидеть основные гэпы, основные структурные проблемы, основные издержки, на которых может создаваться добавленная стоимость.

Теорема Байеса

Теорема Байеса — одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая позволяет определить вероятность какого-либо события при условии, что произошло другое статистически взаимозависимое с ним событие.

Самые важные решения в жизни должны быть построены на моделях, которые доказали свою повторяемость, желательно, в научном смысле слова. Хотя бы у которых высокая вероятность успеха.

Что говорит теорема Байеса? Неважно, как изначально распределена твоя вера в успех события. Ты ставишь эксперимент. И при постановке эксперимента размечаешь насколько вероятно при той моей текущей картине веры произойдет это событие или это событие. Потом получаешь результат — обратную связь и корректируешь свою веру. Проводишь кучу таких наблюдений/экспериментов и принимаешь решение.

Например, есть вера что новая фича будет продаваться с вероятностью 90%. Проводишь 40 решенческих интервью. Вероятность постепенно меняется. И в результате от того насколько она изменилась, принимаешь решение делать ее или нет.

Модель минного поля. Ты сделал какое—то изменение, и ничего не случилось. Значит ли это, что ты херню сделал? Часто нет. Потому что на самом деле у тебя есть 10 мин, на которых пользователь можешь взорваться. Ты просто не нашел ту самую мину. Наличие одной мины перечеркивает все усилия.

Теорему Байеса помогает предпринимателю навигироваться и принимать решения — продолжать рационально верить в свою идею или в какой—то момент что—то корректировать.

Теорема Байеса — это куча циклов обратной связи, которые строят систему.

Complexity (сложность системы)

Второй закон термодинамики против нас — чем сложнее простая механическая система, тем выше вероятность, что она будет ломаться. Тем сложнее ее сделать, и тем выше вероятность, что она будет ломаться.

Если у стартапа проверена основная гипотеза, его рост ограничивается способностью команды переваривать сложность.

Но очень часто точки роста в зоне некомпетентности команды, где она даже помыслить про эту сложность не может — не выстроены базовые операционные процессы.

Делать на золотую медаль

Делать всегда на золотую медаль — не универсальный принцип. Он должен работать в фундаментальных процессах, которые проверены, но не там где ты только изучаешь.

Первое, с чего я начинаю думать — а на каком слое изменения мы сейчас делаем? Если мы меняем фундамент — у нас все здание поедет.

Для growth—команд «все делать на золотую медаль» — это тотально невыгодно и неэффективно. Это сильно противоречит Lean стратегии «сначала быстро сделать так, чтобы работало, руками».

При этом там, где мы на 100% проверили гипотезы и понимаем, что действительно надо делать — там нужно делать на золотую медаль.

Как принимать стратегические решения

Первое стратегическое решение или компонент стратегии — это посмотреть на много—много примеров через консалтинг, тусовку и супер—внимание к негативным, неудачным кейсам.

Второе — понять, что ты хочешь и от чего тебя дико прет. Потому что всегда будет не получаться, будет очень тяжело местами. И если у тебя нет повода вставать с кровати и продолжать, то ты сдашься рано или поздно. А почти всегда не получается из—за недостаточного числа попыток. И будет прерван сложный процент.

И третья штука. Как сделать так, чтобы возможности стали реальностью? Увеличивать количество попыток. Единственный способ сделать методологию — огромная выборка, чтобы посмотреть, что срабатывает, что нет.

Удача — это количество возможностей умноженное на количество автоматических навыков, которые у тебя есть и позволяют тебе возможность реализовать.

Последнее. Очень простой прием. Как только ты услышал что—то новое, новый прием — не спорь, не рационализируй, тупо попробуй. Моментально попробуй.

Убеждения

У нас у всех есть байесы (убеждения). И мы подтверждаем свою модель мира, мы подтверждаем, что мы правы, мы подтверждаем, мы фильтруем информацию.

Когда какой-то кусок информации не попадает в твое квалификационное поле, в модель мира, то ты его фильтруешь, не обращаешь на него внимания.

Когда по байесу идет трещина и ты перестаешь фильтровать входную информацию, происходит левел-ап.

Принцип Strong opinions loosely held. Умные состоятельные ребята очень легко меняют свою точку зрения. Они верят в то, что делают. При этом слышат и стараются принять другую точку зрения. Если другая точка зрения лучше — они меняют ее.

Ранее Ctrl + ↓