Вальтер Гропиус — Круг Тотальной Архитектуры
Эссе, статьи и записи выступлений главного теоретика модернизма. Выписал актуальные для меня сейчас цитаты об образовании, методе проектирования, архитектуре, дизайне и личности.
 
Образование
Научившись тонкостям и хитростям, можно, конечно, за сравнительно короткий срок добиться определенных результатов; но результаты эти будут поверхностными и неудовлетворительными, потому что такой учащийся перед лицом всякой новой непредвиденной ситуации окажется беспомощен.
Нашей высшей целью должно быть воспитание такого рода людей, что способны схватить целое, не позволяя себе слишком рано уходить в узкие отсеки специализации.
Баухаус отверг то положение вещей, при котором современный человек с самого начала получает слишком много традиционной, специализированной подготовки, что снабжает его только специализированными знаниями, но не пониманием значения и целей его работы и отношения к миру в целом.
Баухаус поместил в самое начало обучения не «специальность», а «человека» в его естественной готовности воспринимать жизнь как целое.
Базой обучения послужил подготовительный курс, знакомивший ученика с понятиями пропорций, масштаба, ритма, света, тени и цвета и позволявший ему в то же время пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами всех видов, с тем чтобы найти то место, где с учетом своих естественных способностей он мог бы обрести почву для творчества.
Подготовка, занимавшая шесть месяцев, была рассчитана на развитие и формирование интеллекта, чувств и идей с общей задачей выявления «целостного существа» человека, который начиная с биологии, оказался бы в состоянии воспринять все явления жизни с истинной уверенностью и не был бы взят врасплох потрясениями нашего «механистического века».
В дополнение к техническому и ремесленному обучению дизайнер должен также изучить особый язык форм, чтобы уметь сообщить зримое выражение своим идеям.
В своём взаимодействии с промышленность Баухаус придавал особо значение формированию у студентов глубокого понимания экономических проблем.
Творческие идеи не создаются на заказ, творец модели должен, тем не менее развить в себе профессиональные представления об экономике процесса последующего изготовления его модели на линиях массового производства.
Настоящее образование, рассчитаное на воспитание в индивиде творческого отношения и сбалансированности, должно, разумеется, уводить его от фактической информации и книжного знания у непосредственному личному опыту и действию. Мы должны предоставить нашей молодежи больше возможностей получить за время обучения такой личный опыт, ибо только самостоятельное «открытие» фактов позволит превратить знание в мудрость.
Истинная цель всякого образования состоит в пробуждении склонности к ещё более великим свершениям.
Нельзя ждать никакого существенного результата от какой бы то ни было системы образования, если там нет господствующего идеала, человеческий или общественный компонент которого должен направлять профессиональный, а не наоборот.
Обучение подходу к действительности гораздо важнее обучения мастерству.
Метод на всех этапах должен стремиться к всеохватности, избегая секторальной ограниченности, и постепенно возрастать в своей интенсивности и деталировке одновременно во всех разделах дисциплины. ‹…› Только в таком случае студент легко усвоить все последующие детали и отыщет им место при условии, что будет двигаться от целого к частям, а не наоборот.
Книга и чертежная доска не в состоянии дать тот бесценный опыт, который даёт метод проб и ошибок в мастерской и на стройплощадке. Эта практика, следовательно должна быть с самого начала включена в обучение.
Практика — лучшее средство обеспечения в сознании студента синтеза всех эмоциональных и интеллектуальных элементов; она удерживает его от поспешного обращения к «скороспелому» дизайну, не подкрепленному в достаточной мере знанием ремесла.
Находясь в естественной готовности охватить жизнь как единое целое, студент должен получить сначала разностороннее понимание широкого поля возможностей для выражения того, что он видит.
Студента нужно познакомить сначала с трехмерными экспериментами, с элементами «сооружения», а именно с композицией в пространстве, а также со всевозможными опытами с материалами. К примеру, восприятие контраста грубого и гладкого, твёрдого и мягкого, напряженного и свободного поможет студенту, тренируя руку, открыть для себя особенности разных материалов, их структуру и текстуру.
Студент, прежде чем претендовать на звание профессионала, должен наблюдать строительство от начала до конца
 
Метод и стиль
Я здесь не для того, чтобы ввести в употребление, так сказать, под копирку «современный стиль» из Европы; речь скорее о методе, который позволял бы браться за решение проблем с учетом их специфики.
Цель Баухауса не в распространении какого бы то ни было «стиля», системы или догмы, а лишь в оказании живительного воздействия на дизайн.
мы искали новый метод, не новый стиль.
Мы старались сформулировать новый подход, который поможет развить творческого сознание всех участников нашего дела и который в конечном итоге приведёт к новому пониманию жизни.
Наиболее существенным достижением Баухауса явилась достигнутая со временем известная однородность всех его изделий; ‹…› Выразилось это не во внешних стилистических чертах, но, скорее, в стремлении проектировать вещи просто и правдиво, в согласии с их внутренними законами. Поэтому формы, короче получали изделия, являли собой, таким образом, не ещё одно модное поветрие, но продукт ясного мышления и делительных изысканий в теории и практике на направлениях техническом, экономическом и дизайнерском.
 
Архитектура
Хорошая архитектура должна стать проекцией самой жизни, что подразумевает глубокое владение биологическими, социальными, техническими и художественными вопросами.
Мы постигаем пространство и масштаб лишь в рамках конечных отношений. Средством архитектуры является ограниченное пространство — открытое или замкнутое. В правильных отношениях между массами и пустотой, ими обрамлённой, — сама суть архитектуры. ‹…› многие вовсе не осознают смысл этих отношений, и даже опытные архитекторы, проектируя, мыслят лишь зданиями и не ведают, что пустые пространства между ними могут быть не менее важным элементом архитектурной композиции.
Во все великие эпохи архитектура в своём наивысшем воплощении была матерью всех искусств, выступая в роли искусства социального.
Архитектор будущего в своих произведениях должен придать духовным и материальным потребностям человеческого существования оригинальное конструктивное выражение, обновляя тем самым человеческий дух, вместо того, чтобы имитировать мысли и дела былых эпох.
Внешние формы модернистской архитектуры есть не каприз немногих архитекторов, ищущих новизны, а неизбежный естественный результат интеллектуальных, социальных и технических условий нашей эпохи.
Идея рационализации, которые многие считают основной характеристикой новой архитектуры, призвана сыграть очистительную роль, не более того. Другой аспект — удовлетворение потребностей человеческого духа — не менее важен.
Гораздо важнее, чем материальная сторона и структурная экономия, интеллектуальные достижения, которые сделали возможным новое видение пространства, ибо по самой своей сути архитектура зависит от пространства.
Я верю, что наше представление о новой архитектуре ни в чем не враждебно традиционному, ибо уважение к традиции подразумевает не эстетическую увлеченность устаревшими формами искусства, но борьбу за самое существенное.
Архитектура, как говорится, — истинное зеркало жизни и общественных отношений любой эпохи.
Подлинно оригинальная архитектура настолько же зависит от общественного понимания, насколько и от своих творцов.
Люди получают ту архитектуру, к которой готовы.
Мы нуждаемся в новом коде визуальных ценностей. Пока мы барахтаемся в бесконечном сумбуре из заимствованных средств художественной выразительности, мы не сможем придать форму и сущность своей культуре.
Физические и духовные функции, предопределяющие форму сооружений, взаимозависимы. Выражать физическое назначение с помощью новейших технических средств, тогда как духовное назначение выражено заимствованной из прошлого исторической оболочкой — анахронизм. Попытки такого рода просто путают искусство архитектуры с прикладной археологией. Подлинно органическая архитектура означает непрестанное обновление. ‹…› Настоящая традиция есть результат постоянного развития; она должна по сути своей быть динамичной, а не статичной, дабы служить неистощимым стимулом людям.
Исконное требование к искусству архитектуры: художественно уравновешивать массы зданий и открытые пространства в согласии с человеческой способностью воспринимать и переживать гармонию пространства и масштаба.
Новые здания должны твориться заново, а не копировать старые.
Единство выражается в верности заданному пространственному порядку уже существующих зданий, а не в подражании их внешности.
Архитектура никогда не заканчивается, она непрерывно меняется.
Болезни сегодняшнего хаотического окружения, его подчас жалкая уродливость и беспорядок стали следствием неспособности поставить фундаментальные человеческие потребности выше предписаний экономики и индустрии. ‹…› Ключом к успешному переустройству нашего окружения — в чем и состоит величайшая задача архитектора — станет решимость сделать доминирующим фактором человеческий элемент.
 
Дизайн
подход к дизайну в любом масштабе — идёт ли речь о стуле, здании, целом городе или планировке какой-либо территории — должен быть принципиально идентичен не только в отношении пространственного взаимодействия, но также с социальной точки зрения.
процесс проектирования большого дома отличается от простого стула масштабом, не принципами.
Дизайн является не интеллектуальным или же материальным занятием, но попросту неотъемлемой частью самой жизни, тем, в чем в цивилизованном обществе нуждается каждый.
Понятие «дизайн» в общих чертах охватывает все сфера рукотворной зримой среды — от простых повседневных предметов до сложной структуры целого города.
Размеры нашего тела служат мерилом при восприятии всего, что нас окружает.
Наше тело — это единственная шкала, позволяющая установить конечные пределы отношений внутри бесконечного пространства. ‹…› Но дизайнеру следует учитывать не только абсолютные отношения размеров нашего тела и видимых объектов, он должен также предвидеть меняющееся расстояние, с которого зритель будет осматривать его творения.
Польза и красота суть неотъемлемые качества, неразрывно связанные и взаимообусловленные.
Поток непрерывного развития, изменение художественной выразительности в соответствии с изменениями жизни — вот это важно в дизайнерской работе, вовсе не погоня за приемами формалистски понятного «стиля».
Зачем пускаться в мелочные рассуждения о том, кто на кого повлиял, когда значение имеет лишь то, улучшили нашу жизнь достигнутые результаты или нет.
 
Личность
Искусство — не научная дисциплина, которую можно изучать шаг за шагом по книжкам. Врожденный творческий дар можно развить лишь воздействуя на все существо человека примером педагога и всей его работой.
Любой полноценный человек способен постичь форму. Проблема, как мне кажется, вовсе не в наличии у кого-либо творческих способностей, но в отыскание способа их освоить.
Только тот, кто действительно хорошо овладел каким-то одним образом мысли, сумеет позднее, сопоставляя его с другими, сознательно отобрать для себя все то, что необходимо для его собственных творческих опытов.
привести к единству самые разные направления человеческой деятельности дано лишь цельной личности.