Концепция схемы общественного транспорта Перми
Хочу представить вам концепцию схемы общественного транспорта Перми. Вместе с Сашей Караваевым мы сделали схему для города со сложной маршрутной сетью. Это не финальная версия, а публичная бета, чтобы проверить концепцию. Внизу можно скачать пдф-ку и заполнить анкету. Анкета поможет понять насколько живучи решения.
Если что, все классные решения — Сашины, все косяки — мои :)
Цель транспортной схемы — помочь пассажиру быстро построить маршрут из А в Б. Пассажиру должно быть понятно: какие маршруты ходят через его остановку; где пересаживаться; на какой маршрут сесть, чтобы доехать до нужного места. В Перми в автобусах используют схемы, которые не справляются с этой задачей.
Схема, которая используется в городе сейчас
Чтобы решить эту задачу нужно отказаться от единой схемы. Заменить общую схему на частные в каждом районе или крупном транспортном узле. Такой принцип используется в Лондоне.
Spiders maps в Лондоне. Автобусы от Вестминстера
Рассмотрим на примере Центрального рынка.
Центр
На схеме только маршруты, идущие от Центрального рынка. В центре — схематическая карта транспортного узла «Центральный рынок». Рядом с каждой остановкой обозначено, какие маршруты на ней останавливаются.
Ориентиры помогают понять, в каком месте пассажир находится и как пройти от одной остановки к другой. Ориентиры около Центрального рынка: пешеходные переходы, подземный переход, автовокзал и Макдональдс.
Маршруты
Маршруты обозначены цветными линиями. У нескольких маршрутов может быть одинаковый цвет. Одинаковый цвет значит, что маршруты движутся в схожем направлении. Такие маршруты объединены в толстые линии. В толстой линии два и более маршрутов, в тонкой один.
Визуальное объединение маршрутов поможет пассажиру быстрее принять решение. В Мотовилиху идут только синие маршруты. Пассажир находит свою остановку, например, ДК Ленина. На ней останавливаются
32, 36 и 77 автобусы. Можно садиться на любой из них. Выбор сократился с двадцати маршрутов до трех.
Автобусы обозначены цветными кругами, троллейбусы квадратами. Автобусы и троллейбусы ходят по одним дорогам, поэтому маршрутные линии для них единые. В общем случае пассажиру не важно, на каком транспорте ехать до его остановки, важно понять какие маршруты там останавливаются.
Ориентиры
Достопримечательности, парки, скверы, река — это точки притяжения людей. Они помогают ориентироваться в городе и лучше запомнить его образ. Чтобы пассажиру было проще построить путь до этих мест, на схеме обозначены основные ориентиры.
Сетка
Образ Перми строится на трех основных объектах: река Кама, сетка улиц и, уходящие в разные концы города, магистрали.
Чтобы сохранить запоминающийся образ, схема построена по 18° координатной сетке. Получившаяся графема выделяет схему среди транспортных схем других городов.
Что дальше?
Сейчас в схеме есть несколько несовершенств. Графически она не идеальна, есть что улучшить. Но схема никогда не может быть идеальной и завершенной на 100 %, а концепция уже сложилась и ее нужно проверить. Поэтому мы выпускаем схему в режиме бета-тестирования. Каждый месяц будет выходить новая улучшенная версия: появятся линии трамваев; система пересадок; версии для других транспортных узлов, and one more thing.
Концепция опирается на дизайнерские гипотезы. Чтобы их проверить, нужно повесить схему на остановке и опросить людей, как они будут ей пользоваться. Если хотите помочь прямо сейчас, заполните анкету. Это поможет принять решения до «испытания в бою». В анкете 15 вопросов, займет не больше 10 минут. Она анонимная.
Классная концепция, давно мечтал о таком после поездки в Москву, и воспользовавшись «Яндекс метро» и подобным. Жаль концепт заброшен, могу ли я с вами связаться, может мы сможем вместе дожать проект? Я граф-дизайнер, у меня есть небольшая команда программистов, мы все хотим работать на благо сограждан.