Адольф Лоос — Орнамент и преступление
Прочитал культовый сборник эссе архитектора Адольфа Лооса «Орнамент и преступление» (Ornament und Verbrechen) 1908 года. Лоос критикует имитацию и украшательство, призывает не скрывать функции вещей в их внешнем облике. Эти идеи определят дизайн всего 20 века и актуальны сейчас. Выписал понравившиеся цитаты.
Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает.
Каждый материал имеет свой собственный язык формы, и ни один материал не может претендовать на формы другого.
Плохая форма (так я называю форму, не соответствующую нашему времени) простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне.
О культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в сортирах.
Эволюция культуры равнозначна удалению орнамента с предметов обихода.
Орнамент — это растраченная впустую рабочая сила, а тем самым растраченое здоровье. И так было всегда. Сегодня к ним добавляется растраченный впустую материал. Эти три фактора означают растраченный зря капитал.
Место махровой орнаментики ушедших эпох должна занять чистая конструкция. Прямые линии, прямоугольные кромки: так работает мастер, имеющий перед глазами цель, а в своем распоряжении материал и инструмент.
Культурой я называю равновесие духовного и телесного в человеке. Только оно гарантирует разумное мышление и деяние.
Папуас орнаментирует все, до чего может дотянуться, от собственного лица и тела до лука и лодки. Но нынче татуировка — признак вырождения, обычай уголовников и выродившихся аристократов. А цивилизованный человек, в отличие от папуаса, находит нетатуированное лицо более красивым, чем татуированное, даже если его расписал сам Микеланджело или Комо Мозер.
Наибольшее число заказов получает не тот, кто умеет лучше строить, а тот, чьи работы лучше смотрятся на бумаге.
Каждое произведение искусства имеет настолько сильные внутренние законы, что может явиться только в одной-единственной форме.
Если хотите иметь современное ремесло, современные предметы обихода, отравите архитекторов.
Материал и труд имеют право сохранять свою ценность всегда, несмотря на любые новомодные течения.