Люблю планировать, но мешаю себе делать. Это моя боль
У меня внутри боль, которая доставляет неприятности. При работе над длинным проектом мне нравится планировать, но я сам мешаю себе реализовывать планы. Нравится думать над деталями, представлять каким будет результат, как его буду показывать. Но постоянно откладываю на потом. Это не прокрастинация, а нечто глубже.
Когда писал книгу, кайфовал от продумывания деталей: какой формат выбрать, какой будет обложка, какие главы включить, какую промостраницу сделать, как распространять и доставлять покупателям. Но как только открывал редактор, впадал в ступор и откладывал до момента, когда появится настроение. Работа над небольшой книгой растянулась на год
Планировать приятно. Мозг обещает крутой результат и новую жизнь. Но между планированием и результатом пропасть. Чтобы проект двигался, я использую приемы, которым научился на курсе о долговременных начинаниях:
Отрывок из 15 письма. Подпишитесь, не пожалеете.
Тимур, привет. Спасибо, твой курс крутейший.
Начните со сбора информации. Мозг сопротивляется новому, поэтому чтобы его не спугнуть большим проектом, пока просто собирайте заметки и наблюдения.
Находите логическую точку в конце каждого подхода. После работы должно оставаться чувство завершенности. Любое незавершенное действие рождает внутреннее эмоциональное напряжение — это называется эффектом Зейгарник.
Работайте отдохнувшими. Предыдущие попытки записать музыку я фейлил отчасти потому, что кидался в бой после работы и без передышки: уставший, запарившийся, быстрее бы закончить. Так точно не надо.
Подберите оптимальный ритм и делайте чуть меньше. Оптимальный — это когда не ломает и не нужно думать, чтобы встать и сделать. Если ломает — снижайте объем нагрузки до тех пор, пока не станет ок.
Эти приемы помогают справиться с прокрастинацией и двигать проект. Но они не помогают решить внутреннее сопротивление. Вижу для себя две ловушки.
Ловушка №1 Закон избегания
Когда писал книгу, постоянно думал, что книга никому не понравится. Кто я такой, чтобы писать книги о фотографии. В моем представлении, я не вправе учить других потому что сам слабый фотограф. Я считал себя недостаточно опытным и боялся провалиться. Это называется избегание.
В книге «Тонкое искусство пофигизма» Майк Мэнсон описывает закон избегания:
Чем больше что-то угрожает вашей идентичности, тем активнее вы избегаете этого.
Это значит, что чем больше какое-либо действие способно изменить то, как вы видите себя, и кем вы себя считаете, тем дольше вы будете откладывать это действие.
Закон избегания относится и к хорошим, и к плохим вещаем. Если вы заработаете миллион долларов, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем потеря всех денег. Если вы станете знаменитой рок-звездой, это может угрожать вашей идентичности не меньше, чем увольнение с работы. Вот почему люди часто боятся успеха — по той же причине, по которой боятся неудачи: он ставит под угрозу их мнение о себе.
Реальная перспектива стать автором книги, которая никому не нравится, пугает больше, чем перспектива остаться автором книги, о которой никто не слышал. С последним я уже свыкся: в этой роли мне было комфортно.
Чтобы обойти закон избегания, нужно ставить под сомнение ценности: и текущие и будущие. Не только сомневаться «хорошо ли я сейчас живу», но и «так ли я хочу жить, как мечтаю». Я всегда спотыкаюсь на этих вопросах, поэтому теряю запал на середине проекта.
Ловушка №2 Формулирование цели
Начиная проект, не задумываюсь о цели. Работаю по принципу «попробую делать что-то интересное — вдруг повезет и жизнь изменится». Это не работает. Энтузиазм пропадает при первой сложности. Хочется разобраться для галочки и заняться чем-то более приятным.
Чтобы такого не происходило, нужно правильно формулировать цель. Формулировать так, чтобы прочувствовать, что изменится, когда ее достигнешь. Задавать вопросы: «зачем я это делаю», «как это изменит мою жизнь» и «хочу ли я этого?». Это сложно, потому что нужно копаться в жизни.
С книгой цель могла быть такой: помочь начинающим фотографам разобраться с практикой стрит-фотографии. Это мой способ повлиять на мир и сделать его лучше.
Чтобы сформулировать цель, которая изменит жизнь, нужно разобраться: что важно в жизни, какие жизненные задачи решаю. У меня нет ответов на эти вопросы, поэтому и возникает трение.
Чтобы справиться с внутренним сопротивлением при работе над длительными проектами, мне нужно:
- научиться преодолевать самовосприятие, ставить под сомнение ценности и отказываться от привычного образа жизни;
- научиться ставить цель так, чтобы было понятно, как измениться жизнь после достижения цели.
Рефлексируй, Димон, копай!