Эрик Гилл — «Эссе о типографике»
Прочитал легендарную книгу Эрика Гилла, впервые изданную на русском языке. Гилл рассуждает о буквах, бумаге, краске, предназначении художников и о социальных идеях начала XX века. Выписал понравившиеся цитаты.
Если вы нанимаете рабочих, чтобы построить стену, и при этом относитесь к ним как к бездушным инструментам, настоящее слабоумие — пытаться сделать такой проект, воплотить который под силу лишь искусным каменщикам.
Больше, чем прочие вещи, буквы позволяют нам созерцать красоту, не опасаясь того, что может подумать по этому поводу или предпринять министр внутренних дел.
Как древний римлянин, думая о буквах, представлял их себе высеченными в камне, как человек эпохи Средневековья, думая о буквах, видел их написанными от руки — так в XX веке мы ассоциируем создание букв с печатью. Напечатанная буква для нас — это воплощенная буква.
Если книгу напечатать одним, пусть и неважным шрифтом, она будет выглядеть лучше, чем если к этом неважному шрифту подмешать другой такой же неважный или даже более качественный.
Итак, есть два рода типографского дела — как вообще есть два мира. Если оставить в стороне разговор о божественном и насущном, то камнем преткновения для одного мира будет техническое совершенство, а для другого — священный долг. Книга как товар хороша в том случае, если ей удобно пользоваться; красота для нее — приятный бонус к эффективности. Книга как произведение искусства должна быть прежде всего прекрасна, а удобна — только если случится.
Для ремесленника не слишком озабоченного экономикой трудозатрат не существует безграничного многообразия сортов бумаги, шрифтов и красок. Скорее всего, он предпочитает один вид бумаги, использует не больше одного начертания шрифта, а чернила, поскольку он делает их сам, у него двух или трех цветов. Как бы парадоксально это ни звучало, именно в силу этих причин возможностей для воплощения своих творческих замыслов у такого человека гораздо больше, чем у тех, кто до степени полного отупения вскружил себе голову необходимостью постоянного выбора среди изобилия вариантов.
Чем больше человечество деградирует под напором индустриализма, тем больше на рынке появляется некачественных товаров; стремясь все увеличивать и увеличивать количество покупателей, вы производите товары все худшего качества.
Несчастен мир, где вещи не так хороши, как могли бы быть.