дизайнер и бог
Почти 150 лет назад Ницше объявил о «смерти Бога», как нравстенном кризисе человечества и идее утраты веры в абсолютные моральные законы и наличие космического порядка.
Космического порядка не стало, но потребность в понимании мира осталась. В книге «Эпоха пустоты» Питер Уотсон рассматривает философские и социальные идеи, которые заменили идею Бога и религии:
‹…› сегодняшним обитателям секулярного мира без веры не хватает чего-то крайне важного, необходимого — может быть, самого важного из всего: а именно чувства целого, завершенности, полноты смысла, ощущения чего-то высшего; люди страдают от неполноты, в современном мире царит «великая слепота» относительно того факта, что «в жизни существует еще какая-то цель, кроме утилитарной. [Канадский философ Чарльз Тейлор]
Одна из таких идеи — идея, что через соприкосновение с искусством мы можем испытывать переживание „полного совершенства“ без встречи с Богом. Произведение искусства — есть проводник между человеком и Богом, т. е. между человеком и нравственностью, человеком и мироустройством.
Мур [Философ Джордж Мур] понимал, что „встречу с красотой искусства практически невозможно отличить от встречи (предполагаемой) с Богом. По мнению [писателя] Клайва Белла, искусство „есть выражение и средство достижения таких состояний ума, которые подобны опыту священного… Именно к искусству обращаются современные умы — и не только для наиболее совершенного выражения трансцендентных эмоций, но и в поисках вдохновения, помогающего нам жить.
В книге „Как устроен город“ Григорий Ревзин обращается к лекции „Культ художника“ профессора истории, ректора Йельского университета Фрэнка М. Тернера. И делает вывод:
Все эти построения так или иначе утверждают, что с Богом можно связаться через произведение искусства гениального художника. В том числе — через гениальное произведение архитектуры. Каждое здание, отмеченое печатью гения, в таком понимании оказывается актом иерофании и может заменить собой храм. Это очень удачное решение в условиях, когда другие институты связи не работают. Художник оказывается жрецом, пророком в древнем смысле этого слова.
Понимание произведений искусства / архитектуры / дизайна и их производство отвечают для меня на очень важный вопрос: Как включить в жизнь полное понимание своих взаимоотношений со вселенной как целым.
Мои взаимоотношения со вселенной: искать точный образа продукта через смысл и метафору; определять точные пропорций и взаимосвязи внутри макета; строить точную коммуникацию и тональность сообщения — сделать продукт, в котором все объяснимо и взаимосвязано.
Смысл → Метафора → Образ [ДБ]
Не только делать, но и видеть в уже сделаном. В работе со звуком в ГЭС-2, в пропорционировании Псковских храмов, в знании как работает внимание в навигации по аэропорту и т. д.
Наслаждаться красотой мира и радоваться понимаю его устройства — кажется, классный смысл получился.
Не воевать. Нет войнам. Нет войне.