Эффект неэкономии масштаба
Каждый понедельник я попадаю в ловушку эффекта неэкономии масштаба. Его описал Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники»:
Чем больше задач решаешь одновременно, тем дороже обходится каждая задача.
Это противоположность экономии масштаба в производстве: чем больше продуктов производить, тем дешевле каждый из них. Вольно перескажу суть.
Ситуация 1
Саша — дизайнер. Ему ставят задачи по одной. Как только выполняет одну, выдают следующую.
— Саша, нарисуй иконку.
— Это легко, — думает Саша. Берет и рисует. Тогда Сашу просят:
— Сделай визитку для нового менеджера.
— Запросто. Берет и делает.
— Саша, напиши текст для страницы о компании. Задача сложнее, но и ее Саша делает.
Это спокойный режим. В таком режиме Саша способен сделать 10 задач за неделю.
Ситуация 2
Теперь Саше ставят задачи сразу по две.
— Саня, нарисуй иконку и напиши текст на страницу о компании.
— Так, падажжи, — говорит Саша, — А что приоритетнее? А со сроками что? Делает одну задачу, ему сразу подкидывают задачу с визитками.
— Е-мае, надо как-то спланировать, решить что важнее сейчас делать.
Такой режим напряженнее. Часть Сашиной концентрации уходит на планирование. За неделю он делает только 8 из тех 10 задач. 2 не успел.
Ситуация 3
Даем Саше список из 10 задач на неделю.
— Вот черт, сколько работы, времени так мало, ааа-аааа-аа, что делать! — паникует Саша и идет заваривать чай. К концу недели хорошо если 6 задач выполнит.
Для меня ситуация 3 — типичный понедельник. Открываю утром план работы на неделю — хочется забиться в кокон, сидеть на попе ровно и ничего не делать. Эффект голубя —
Паника возникает, потому что нет плана. В ситуации 1 за тебя подумали и не нужно думать, что и когда делать. В ситуации 3 плана нет, поэтому его нужно составить самому. Чтобы паника не мешала работе использую три приема: 1) расставить приоритеты, 2) уменьшить воспринимаемое количество, 3) работать «помидорками». Суть в том, чтобы привести ситуацию 3 к ситуации 1 — в единицу времени держать в фокусе одну задачу. Нет многозадачности.
Эти приемы о том, как снизить панику, а не о том, как выдавать продуктивность на 10 из 10.
1. Расставить приоритеты
Делю задачи на три группы: Срочные, Важные и Понятные. Срочные — которые нужно сделать в первую очередь. Важные — которые двигают основные проекты. Понятные — над которыми не нужно думать, только делать.
Над важными работаю в «сильные» часы. Над понятными — в часы спада. «Сильные» часы — это часы биологического пика, когда можешь работать сосредоточенно несколько часов. У меня это периоды с 9 до 11 и с 15 до 17. В часы спада делаю простые рутинные задачи, где не нужно думать.
2. Уменьшить воспринимаемое количество задач
Разбиваю задачи по дням. Список задач на неделю воспринимается огромным и непосильным. Список на день легко охватить одним взглядом. Значит, его проще начать делать. С такого планирования начинаю каждую неделю.
Список задач каждый день пополняется. Поэтому, по принципу «Сделай это завтра», новые задачи переношу на следующий день.
3. Работать помидорками
О помидорной технике на Лайфхакере
Да, опять все свелось к помидорной технике. Каждой задаче выдаю определенное количество времени и примерное время, когда буду над ней работать. С такого планирования начинаю каждый день.
Важно работать одновременно только над одной задачей. Не фигачить параллельно три. Многозадачность снижает продуктивность. Она заставляет совершать ошибки и привносит в работу стресс. В итоге на выполнение дел уходит больше времени, поскольку при переключении с задачи на задачу затрачивается дополнительное внимание.
Сначала планировать, потом делать. Нет многозадачности