об организации жизни и управлении собой

Позднее Ctrl + ↑

Адольф Лоос — Орнамент и преступление

Прочитал культовый сборник эссе архитектора Адольфа Лооса «Орнамент и преступление» (Ornament und Verbrechen) 1908 года. Лоос критикует имитацию и украшательство, призывает не скрывать функции вещей в их внешнем облике. Эти идеи определят дизайн всего 20 века и актуальны сейчас. Выписал понравившиеся цитаты.

Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает.

Каждый материал имеет свой собственный язык формы, и ни один материал не может претендовать на формы другого.

Плохая форма (так я называю форму, не соответствующую нашему времени) простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне.

О культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в сортирах.

Эволюция культуры равнозначна удалению орнамента с предметов обихода.

Орнамент — это растраченная впустую рабочая сила, а тем самым растраченое здоровье. И так было всегда. Сегодня к ним добавляется растраченный впустую материал. Эти три фактора означают растраченный зря капитал.

Место махровой орнаментики ушедших эпох должна занять чистая конструкция. Прямые линии, прямоугольные кромки: так работает мастер, имеющий перед глазами цель, а в своем распоряжении материал и инструмент.

Культурой я называю равновесие духовного и телесного в человеке. Только оно гарантирует разумное мышление и деяние.

Папуас орнаментирует все, до чего может дотянуться, от собственного лица и тела до лука и лодки. Но нынче татуировка — признак вырождения, обычай уголовников и выродившихся аристократов. А цивилизованный человек, в отличие от папуаса, находит нетатуированное лицо более красивым, чем татуированное, даже если его расписал сам Микеланджело или Комо Мозер.

Наибольшее число заказов получает не тот, кто умеет лучше строить, а тот, чьи работы лучше смотрятся на бумаге.

Каждое произведение искусства имеет настолько сильные внутренние законы, что может явиться только в одной-единственной форме.

Если хотите иметь современное ремесло, современные предметы обихода, отравите архитекторов.

Материал и труд имеют право сохранять свою ценность всегда, несмотря на любые новомодные течения.

Дизайн-система в клиентских проектах

Написал большущий текст о всяких дизайн-штуках, на которые мы в студии обращаем внимание и прорабатываем при проектировании крупных проектов. Там про сетку, типографику и иконки. Это поверхностный гид для начинающих веб-дизайнеров, менеджеров и руководителей проектов. Пригодится тем, кому предстоит делать большой проект.

Читать на VC.RU

Устроил дизайн-трип в Амстердам

У меня была проблема, с которой, кажется, удалось справиться. Раньше я не понимал, что мне нравится в путешествиях. Когда ехал в новый город, строил маршрут по принципу «что посмотреть, чтобы понять страну/город». Смотрел достопримечательности, изучал кухню, пил местное пиво, немного знакомился с людьми. Но в итоге все равно оставался какой-то осадок и чувство, что толком ничего не понял.

Думаю, причина была в том, что «посмотреть страну» — абстрактная цель. Непонятно, в какой момент считать ее выполненной. Непонятно, что именно это значит.

Год назад я сменил профессию стал дизайнером. Теперь всасываю дизайн повсюду, где вижу. Подумал, что было бы здорово применить этот подход и в путешествиях. Строить маршрут путешествия вокруг дизайна.

Едешь в Грузию: что такое грузинский дизайн, что я могу из него почерпнуть, где посмотреть грузинский дизайн.
Едешь в Финляндию: что там финны сделали для мирового дизайна, где это посмотреть.
Едешь в Кудымкар: что там с дизайном, чему можно научиться у коренных народов.

Если выбрать узкую тему, то становится проще строить маршрут. Список музеев и достопримечательностей сокращается, вариантов с посещением интересных площадок меньше. Меньше — значит больше. По итогу приходит приятное чувство завершенности: «я изучил город с точки зрения дизайна».

В январе попробовал новый подход. Съездил в Амстердам с пересадкой в Кельне. Маршрут выстроил вокруг архитектуры голландского модерна (1900—1910 гг). Фотографировал вывески, таблички, старые мозаики; ходил в дизайн-музеи и арт-пространства.

Короткий фотоотчет о городах:
Амстердам
Кельн

Тимур Зарудный. Чем заняться в путешествии, чтобы не приуныть.

 Нет комментариев    6   8 мес   мир

Дизайн-стандарты схем пермского транспорта

В ноябре с Сашей Караваевым выпустили концепцию схем общественного транспорта Перми. Концепция предполагает не одну единую схему, а частные в каждом районе или крупном транспортном узле. Чтобы поддерживать целостность схем, нужна система стандартов.

Я подготовил дизайн-стандарты. Сейчас это минимальный набор правил, с которых начинается работа над схемой. Описал типографику, цвета, сетку, размеры и отступы, изгибы и пиктограммы. Стандарты помогут поддерживать единообразие схем. Когда к работе подключатся другие дизайнеры, стартовать работу будет проще.

В текущей схеме некоторые принципы еще не работают. Я согласую схему со стандартами к версии 1.0.

Дизайн-стандарты 

Написал краткую историю дизайна

Я написал краткую историю дизайна. Сейчас готова первая часть — от зарождения человечества до Первой мировой войны. Написал — звучит громко, просто сформулировал основные мысли из книг. Ниже пара абзацев зачем и почему я этим занимаюсь. Если не интересна прелюдия, то сразу переходите по ссылке.

Читать. 8—10 минут.

Я убежден, что существует три категории дизайнеров: талантливые, работоспособные и их смесь. Первые гениальны, но не умеют работать. Вторые трудолюбивые, но им не хватает таланта. Третьи — гениальны и усердны, они и создают самые крутые продукты. Я отношу себя к категории работоспособных дизайнеров. Талантов нет, но могу вывозить на впахивании.

Я не получал академического дизайнерского образования. Все навыки получил опытным путем. Уверен, что для качественного роста мне не хватает культурных и исторических знаний. Похожую мысль говорит Леонардо Сонноли

И сво­им сту­ден­там я го­во­рю о том же са­мом: они долж­ны мно­го учить­ся, глу­бо­ко по­ни­мать ис­то­рию ди­зай­на. Мно­же­ство хо­ро­ших ди­зай­не­ров не зна­ют ис­то­рии гра­фи­че­ско­го ди­зай­на, они не­об­ра­зо­ван­ны, хо­тя и успеш­ны бла­го­да­ря сво­е­му та­лан­ту. Но если вы не ге­ний, то куль­ту­ра мо­жет силь­но вам по­мочь.

При изучении новых сфер стараюсь систематизировать материалы и всячески разложить для себя основные моменты. Когда изучал историю дизайна, выписывал основные события, причины и следствия. Мне важно понимать, почему начинаются одни процессы и начинаются другие, как события в прошлом влияют на дизайн в будущем.

В лонгриде описаны моменты важные для меня. Они создают объемную картинку в моей голове. Наверняка там не все, что нужно знать. И там точно очень мало для того, чтобы понимать глубоко. Для этого обращайтесь к книгам. Если это не пугает, то чтение доставит удовольствие. Займет не больше 10 минут.

Краткая история дизайна. Часть 1

#Ретроспектива2018

Январь  — Февраль — Март

Съездили с Тимой в Барселону. Гуляли по кладбищу, пили абсент, смотрели на море.
Учился каллиграфии и ни о чем не думал.

Апрель

РОДИЛАСЬ ДОЧКА! Горжусь Т.
Сменил работу. Погрузился в дизайн в Реактиве.
Привез в Пермь Женю Арутюнова с лекцией.

Май — Июнь — Июль

Пережили апрель.
Выпустили с Реактивом два моих проекта: сайт дилера LADA и промо-сайт премиум-квартиры.

Август

Съездил в Байкальский дизайнерский специальный лагерь. Три дня говорили про дизайн и делали дизайн.
С Егором взялись развивать Пермское дизайн-комьюнити.

Сентябрь — Октябрь

Завел канал в Телеграме о веб-дизайне.
Запустили новый сайт Реактива.
Завершил курс о долговременных начинаниях.
Собирал в Инстаграме красивые уличные шрифты.

Ноябрь — Декабрь

С Сашей Караваевым выпустили публичную бету нашей концепции схемы общественного транспорта Перми. Позже о ней я рассказывал на радио, в школе дизайна «Точка» и пермскому дизайн-сообществу.
Друзья открыли мастерскую красоты, а я помог им с логотипом.
С командой 80 LEVEL запустили голосование за лучшие работы года среди CGI-дизайнеров.

А еще в 2018-м

Познакомился с пятью десятками приятных людей. В основном с дизайнерами
Прочитал 40 книг. Больше всего понравились Оно, Доктор Живаго, Вторая жизнь Уве и История дизайна
30 000 раз погладил котов
В среднем проходил по 13 000 шагов в день
Летом каждый день обедал на набережной, сидя на траве
Постригся налысо
Прослушал 120 часов курсов Арзамаса. Самый классный — курс про Русский язык

#Ретроспектива2017
#Ретроспектива2016

Моя книга теперь бесплатна

полтора года назад я написал книгу по стрит-фотографии. Издал на свои средства 50 экземпляров. Продавал ниже себестоимости потому, что хотел, чтобы книга была доступной. Ее раскупили за три дня по предзаказу. Потом сделал электронную версию, чтобы окупить бумажное издание. За год купили 100 человек.

два дня назад выложил книгу в свободный доступ. Теперь ее можно скачать бесплатно. За два дня скачало 600 человек и я этому очень рад.

смело выкладывайте в интернете и социальных сетях.

скачать

А вот это ребята, благодаря кому книга вышла в свет. Спасибо!

Илья Малявко
Андрей Федоров
Николай Брезгинов
Аршак Тавадьян
Сергей Ходанов
Андрей Петров
Константин Фролов
Елена Щербакова
Анастасия Сергеева
Ольга Вавилова
Дмитрий Ильин
Богдан Дербенев
Сергей Коростелев
Борис Кузьмин
Сергей Тырцев
Антон Банников
Андрей Зуев
Ольга Рунёва
Тимур Абасов
Антон Кокорев
Иван Сурвилло
Антон Игоревич Ангел
Александр Проскура
Александр Малафеевский
Сергей Саушин
Ирина Фомина
Иван Болдырев
Алексей Хреков
Сергей Атаманов
Дмитрий Бречалов
Вера Мальцева
Максим Стрекалов
Игорь Старков
Антон Ксанф
Александр Шилов
Владимир Степанов
Александр Городничев
Евгений Корба
Алексей Максимов
Вера Чекан
Тимур Кемельбаев
Марина Шуклина
Александр Сироткин
Шалико Епхошвили
Ярослав Еловский
Ольга Титова
Альберт Шар
Алексей Иванов
Алексей Юрьев
Андрей Тульнов-Соколов
Владимир Троян
Дмитрий Степаненко
Игорь Ефимов
Илья Штуца
Ксения Цыкунова
Мария Гельман
Тарас Бычко
Белов Алексей
Ткаченко Владимир
Комолов Сергей
Масимова Элина
Краснов Иван
Драчинская Наталья
Сухопар Виктор
Лежнина Нина
Харитон Лаптев
Шведова Юлия
Кукушкин Игорь
Кириллов Дмитрий
Лиджиев Вадим
Зарудный Тимур
Удальцов Олег
Петухов Юрий
Бакеев Кирилл
Серпокрылов Павел
Манюнин Андрей
Рыбалкин Дмитрий
Гребенев Валерий
Волков Дмитрий
Нестёркин Олег
Флоренсов Дмитрий
Мартышкин Алексей
Клеванный Денис
Васильев Сергей
Джгун Наталья
Владимир Подкользин
Караульников Егор
Макаров Филипп
Давыдов Александр
Колчанов Евгений
Попова Алина
Кефели Александр
Кузнецов Роман
Ландау Даниил
Коновалова Ольга
Чусов Роман
Лукьянов Игорь

Принимаю свое несовершенство

в прошлый раз я рассказал про свой принцип отношения с людьми — никто никому ничего не должен. Сегодня о принципе отношения к себе — Я не должен себе.

весной родилась дочка. Ребенок — это вызов всему, к чему привык: привычкам, режиму, укладу и отношению к себе. Я думал, что я очень терпеливый. Ребенок показал, что у терпения есть границы. Я думал, что в квартире всегда должно быть чисто. Ребенок показывает, что чистота — это относительное понятие. Ребенок учит, что быть не идеальным — это нормально. Это мой главный принцип отношения к себе — я не должен себе быть идеальным.

должно быть идеально — это искажение, когда необоснованно завышаешь требования к себе и окружающему миру. Здесь идеально — это условное понятие, когда ставишь установку, что должно быть только так и не иначе, а недостижение идеала приводит к разочарованию. Примеры идеальных установок:

учиться в школе на четверки-пятерки. Тройка — трагедия.

говорить на чистом английском без акцента. Ругаешь себя за каждую ошибку во временах.

добиваться идеальной чистоты в квартире. Бесишься, когда на следующий после уборки день на полу снова кошачья шерсть.

раньше я верил, что нужно все делать настолько хорошо, насколько можно. Я расстраивался каждый раз, когда результат расходился с ожиданиями. С каждым новым разом, когда нужно было что-то сделать, импульс останавливался тревогой и страхом не дойти до конца. Я пытался себя заставить, убедить, мотивировать. Но увеличение прикладываемых усилий влекло увеличение сопротивления и усиление тревоги.

научился у Людвига сильному приему. В рассылке Недивана он учит давать себе право не делать. Перед началом проект он договаривается с собой, что если провалится, то это не страшно. Если договориться заранее, то проект можно остановить в любой момент. И после не будет мучить вина и ответственность.

я разрешаю себе не быть идеальным во всем.

можно не чистить зубы вечером и забывать про медитацию.

можно не дочитать книгу, если не интересно.

можно опубликовать проект в бета-версии потому, что Done is better than perfect.

можно с иностранцами общаться через Гугл-переводчик, а не давить из себя свой русский-английский.

можно ходить лысым и не беспокоиться из-за внешнего вида.

Быть не совершенным — нормально!

может показаться, что это путь слабого человека — разрешать себе сделать недостаточно хорошо или облажаться. Но это не так. Идеала нет, вершина не достижима. Каждый сам определяет необходимую степень прожарки. Если я облажаюсь, ничего страшного, в следующий раз сделаю лучше.

для альпиниста важнее выжить, чем пройти путь до конца. Для меня важно жить счастливо сегодня и оставаться счастливым завтра, а не прожить жизнь идеально.

АЖНО! АЖНО! АЖНО! АЖНО! АЖНО! АЖНО! АЖНО! АЖНО! АЖНО!

этот принцип — не абсолютный. Он работает только с незначительными материями, неидеальность которых не влияет кардинально на жизнь, ход вещей и окружающих.

следование принципу не должно навредить кому-то. Я не могу обидеть близкого человека и сказать сорян, я просто не идеальный. Это — говно, а не позиция.

можно не быть идеальным не равно Можно не быть профессионалом. Профессиональная деятельность влияет на окружающий мир. Врач не может не быть идеальным в рабочее время, от его действий зависит здоровье пациентов. Я могу забить на орфографию в личном блоге, но не могу в рабочем проекте. Могу выкатить сырой дизайн в личном проекте, но не могу в клиентском. Некачественная работа подведет команду и клиента.

еще про похожие принципы
у Тимура
у Сереги
у Людвига
у Макса

Как мы создаем дизайн-комьюнити в Перми

пролог

начну издалека. В апреле я привозил в Пермь Женю Арутюнова с лекцией «Мы хотим играть». Мероприятие я организовал слабенько, на лекцию пришло 7 человек. За год до этого Серега Шабалин собирал на Людвига два дня по 40-50 человек. Мы с Женей сразу понимали, что масштаб его известности не сопоставим с Людвигом, но рассчитывали на 15-20 человек.

я впервые занимался организацией мероприятия и провалил набор. Одной из причин вижу, что в Перми не было единого дизайн-сообщества. Было непонятно, как приглашать дизайнеров простым способом: куда писать, где искать, кого приглашать. В целом дизайнеры были незнакомы и не общались между собой.

на лекции я познакомился с Егором. После лекции мы шли с ним и Женей и обсуждали, почему так происходит с городскими дизайн-сообществами. Женя рассказал, что в Ростове-на-Дону та же история: когда есть кто-то один, кому больше всех надо и кто тащит на себе, то что-то происходит, а сами по себе люди не организуются.

три месяца спустя мне написал Егор:

начало

и стартанули

зачем нам дизайн-сообщество

в Перми стоящие дизайн-мероприятия происходят раз в год. В 2017 приезжал Людвиг, год спустя — Дизайн-выходные. А нам хочется движухи. Хочется каждый день говорить о дизайне, обсуждать дизайн, смотреть дизайн, обмениваться опытом. Мы хотим создавать дизайн-проекты для города и улучшать пространство вокруг себя. Мы хотим быть частью целого, а не разрозненными группами в отдельных компаниях.

что мы делаем

все обсуждаем в чате в телеграме. Зовем на лекции, обмениваемся вакансиями, обсуждаем городские новости, договариваемся о встречах. В основном в чате дизайнеры. Но еще много верстальщиков и фронт-энд-разработчиков; есть продакт-менеджеры, владельцы IT-компаний и другие близкие к дизайну люди.

у нас нет плана и графика мероприятий. Мы верим, что классно получается, когда «хочется сделать», а не когда «надо бы сделать».

обедаем. Летом было особенно хорошо.

на втором фото ребята из Xsolla проводят онбординг по командной работе в Figma

смотрим фильмы. Собирались в Xsolla, Realtimeboard и арт-пространстве «Старокирпичный переулок»; смотрели Техническую эстетику, Современный российский дизайн, Искусство дизайна, Гении дизайна.

едим пиццу, пьем колу, обсуждаем увиденное

ходим на лекции и проводим их сами. Настя Ваймар рассказала зачем заниматься дизайном. Дима Сергеев рассказал про дизайн-процессы в CarrotQuest. Я рассказал о своей концепции транспортной схемы.

а еще смотрим презентации Apple, ездим на выставки в другие города, ходим в бары, устраиваем шрифтовые экспедиции по городу.

эпилог

сейчас у нас просто «кружок по интересам». Нет общих целей и вектора развития. Мы решили, что пока так хорошо. Но может у вас по-другому? Если в вашем городе есть дизайн-сообщество, расскажите что вы делаете, как организуетесь, что происходит? Поделитесь опытом.

p.s. Ребята в Перми, спасибо вам.

Концепция схемы общественного транспорта Перми

Хочу представить вам концепцию схемы общественного транспорта Перми. Вместе с Сашей Караваевым мы сделали схему для города со сложной маршрутной сетью. Это не финальная версия, а публичная бета, чтобы проверить концепцию. Внизу можно скачать пдф-ку и заполнить анкету. Анкета поможет понять насколько живучи решения.

Если что, все классные решения — Сашины, все косяки — мои :)

Цель транспортной схемы — помочь пассажиру быстро построить маршрут из А в Б. Пассажиру должно быть понятно: какие маршруты ходят через его остановку; где пересаживаться; на какой маршрут сесть, чтобы доехать до нужного места. В Перми в автобусах используют схемы, которые не справляются с этой задачей.

Схема, которая используется в городе сейчас

Чтобы решить эту задачу нужно отказаться от единой схемы. Заменить общую схему на частные в каждом районе или крупном транспортном узле. Такой принцип используется в Лондоне.

Spiders maps в Лондоне. Автобусы от Вестминстера

Рассмотрим на примере Центрального рынка.

Центр

На схеме только маршруты, идущие от Центрального рынка. В центре — схематическая карта транспортного узла «Центральный рынок». Рядом с каждой остановкой обозначено, какие маршруты на ней останавливаются.

Ориентиры помогают понять, в каком месте пассажир находится и как пройти от одной остановки к другой. Ориентиры около Центрального рынка: пешеходные переходы, подземный переход, автовокзал и Макдональдс.

Маршруты

Маршруты обозначены цветными линиями. У нескольких маршрутов может быть одинаковый цвет. Одинаковый цвет значит, что маршруты движутся в схожем направлении. Такие маршруты объединены в толстые линии. В толстой линии два и более маршрутов, в тонкой один.

Визуальное объединение маршрутов поможет пассажиру быстрее принять решение. В Мотовилиху идут только синие маршруты. Пассажир находит свою остановку, например, ДК Ленина. На ней останавливаются
32, 36 и 77 автобусы. Можно садиться на любой из них. Выбор сократился с двадцати маршрутов до трех.

Автобусы обозначены цветными кругами, троллейбусы квадратами. Автобусы и троллейбусы ходят по одним дорогам, поэтому маршрутные линии для них единые. В общем случае пассажиру не важно, на каком транспорте ехать до его остановки, важно понять какие маршруты там останавливаются.

Ориентиры

Достопримечательности, парки, скверы, река — это точки притяжения людей. Они помогают ориентироваться в городе и лучше запомнить его образ. Чтобы пассажиру было проще построить путь до этих мест, на схеме обозначены основные ориентиры.

Пример из предыдущего варианта схемы. Текущий вариант пока выпустили без пиктограмм. Рисуем новые более красивые пиктограммки.

Сетка

Образ Перми строится на трех основных объектах: река Кама, сетка улиц и, уходящие в разные концы города, магистрали.

Чтобы сохранить запоминающийся образ, схема построена по 18° координатной сетке. Получившаяся графема выделяет схему среди транспортных схем других городов.

Что дальше?

Сейчас в схеме есть несколько несовершенств. Графически она не идеальна, есть что улучшить. Но схема никогда не может быть идеальной и завершенной на 100 %, а концепция уже сложилась и ее нужно проверить. Поэтому мы выпускаем схему в режиме бета-тестирования. Каждый месяц будет выходить новая улучшенная версия: появятся линии трамваев; система пересадок; версии для других транспортных узлов, and one more thing.

Схема размещается на остановке. Рядом со схемой расписание движения каждого маршрута от этой остановки

Концепция опирается на дизайнерские гипотезы. Чтобы их проверить, нужно повесить схему на остановке и опросить людей, как они будут ей пользоваться. Если хотите помочь прямо сейчас, заполните анкету. Это поможет принять решения до «испытания в бою». В анкете 15 вопросов, займет не больше 10 минут. Она анонимная.

Скачать pdf
Заполнить анкету

permtransmap.ru

Ранее Ctrl + ↓