Rose debug info
---------------

дмитрий кучев

об организации жизни и управлении собой

Прошел курс по позитивной психологии

Прошел 10-недельный курс Йельского университета по позитивной психологии — «науке быть счастливым». Курс двусоставной — 6 недель лекции, 4 недели практика. Про практику как-нибудь в другой раз, а сегодня про теоретическую часть.

Лекционный курс — это, в основном, пересказ нескольких десятков исследований и книг на тему психологии благополучия: что делает и не делает нас счастливыми. Кажется все очевидно и понятно (дада, там в конце опять про спать-бегать-медитировать, сколько можно) , но я кайфанул от огромной доказательной базы.

Тезисно.

Что нас точно не делает счастливыми

Деньги

Как денежный доход влияет на ощущение счастья

Про это уже писал отдельную заметку.

Покупка новых вещей

Желание вещей, постоянная покупка нового, фокус на материальное не только не ведут к счастью, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе делают хуже.

Любовь

Влюбившись мы счастливы первые два-три года, а потом уровень счастья возвращается на прежний уровень.

Стремление изменить тело

Похудеть, подкачаться, сделать модную прическу, подкачать губы — не делает счастливее.

Более классная работа и более классные оценки

Почему так происходит. Почему мы думаем, что некоторые вещи сделают нас счастливее, а они, сука, не делают.

Мозг ооооочень плохо прогнозирует будущее.

Он переоценивает силу и продожительность воздействия одних вещей и недооценивает у других. У кого-то лучше, у кого-то хуже, но в целом у каждого мозг фигово предсказывает от чего нам будет лучше или хуже.

Мозг — социальное существо

Ему супер важно постоянно сравнивать себя с окружением (эволюция, мать ее). Хорошая работа, размер дохода, идеальное тело, и т. п. — всё это мы оцениваем относительно наших ориентиров. И мозгу пофиг на кого ориентироваться, он не особо понимает и принимает рациональные аргументы. Сравнивает с тем, кого видит — а видит в основном соцсети и рекламу.

Мозг быстро привыкает к новым обстоятельствам

Это называется феномен гедонистической адаптации — привыкание к положительным и отрицательным явлениям, что делает эмоциональный эффект от них непродолжительным. Мы привыкаем к новому и новое быстро становится нормой.

А что делать-то? Как все же становиться счастливее?

Вкладываться не в вещи, а во впечатления

Радость от материальных ценностей проходит быстрее, чем от нематериальных. Проблема вещей в том, что мы привыкаем к ним. Вместо вещей лучше вкладываться в то, что задерживается с нами — воспоминания, впечателния.

Смаковать

Смакование — посмотреть на свой опыт со стороны, чтобы почувствовать его ценность. Замечать положительные ощущения и наслаждаться ими, сосредоточиться на них. Рассказывать другим, смеяться или прыгать от удовольствия.

Искренне благодарить

Благодарность — это убийца зависти. Практика благодарности — думать, как вам повезло, что в вашей жизни есть именно эти люди и эти вещи. Всем телом испытать чувство благодарности за это переживание. Еще здорово регулярно писать письма/сообщения и благодарить других.

Искать работу / дело, которые задействуют максимум твоих сильных сторон и вводят в состояние потока.

Совершать больше добрых дел

Чем больше мы делаем для другим, тем счастливее себя чувствуем.

Расширять социальные связи

Больше проводить времени с семьёй, друзьями, возлюбленными.

Выделять себе больше свободного времени

Всячески искать способы, чтобы хватало времени делать то, что хочется.

Медитировать

Хотя бы 5-10 минут в день.

Заниматься физическими упражнениями

Хотя бы по 30 минут несколько раз в неделю.

Больше спать

Не меньше 7 часов в сутки несколько раз в неделю.

ВСЕ! Очень просто!

Как денежный доход влияет на ощущение счастья

Буду ли я счастливее, когда у меня будет больше денег? Есть несколько исследований, которые я считаю значимыми, чтобы ответить на этот вопрос. Рассказываю основные выжимки из них.

Повышение дохода повышает оценку эмоционального состояния. Но есть предел.

High income improves evaluation of life but not emotional well-being. Daniel Kahneman and Angus Deaton. 2010

Знаковое исследование Нобелевских лауреатов Дэниеля Каннемана и Ангуса Диттона показывает, что с ростом дохода снижаются частота и интенсивность переживания отрицательных эмоций — грусть, стресс, гнев и т. д., — и повышается частота положительных эмоций.

Но рост эмоционального благополучия растет до определенного уровня дохода. Для США 2010 года этот порог был $75 000 на семью. Т. е. с ростом годового семейного дохода свыше $75 000 частота переживания положительных эмоций перестает расти, а негативных эмоций не становится меньше.

Positive affect — среднее значение доли населения, сообщающих о счастье, улыбке и удовольствии. Not blue — 1 минус среднее значение доли населения, сообщающего о беспокойстве и грусти. Stress free — доля населения, которое не сообщало о стрессе за предыдущий день.

Повышение дохода повышает ощущение удовлетворенности жизнью

В том же исследовании выше показано, что повышение дохода повышает нашу собственную «оценку жизни» (график Ladder). Не «счастливы ли мы», а «удовлетворены ли жизнью». При высоких доходах рост не такой крутой, как при низких, но все равно рост есть.

Из этого мы получаем несоответствие между тем, что мы чувствуем на самом деле, и тем, как мы оцениваем нашу текущую жизнь. Высокий доход не обязательно означает счастье, но заставляет нас считать, что у нас должна быть более счастливая жизнь.

Нужный для «счастья» доход — субъективная величина

The measurement of welfare and well-being: the Leyden approach. van Praag, B.M.S.; Frijters, P. 1999

Хорошая зарплата — относительное понятие. Она мыслится относительно некоторой отправной точки. А отправная точка — это тот уровень дохода, который у нас был недавно, или который есть сейчас. Или же это точка, которую мы получаем из социального сравнения. Мы никогда не довольствуемся достигнутым. Наши потребности резко возрастают всякий раз, когда мы добиваемся большего. Есть $20 000 в год — хочешь 30, есть 50 — хочешь 100, есть 100 — хочешь 250. Исследование Университета Амстердама показывает, что на каждый $1 увеличения дохода, наш «желаемый доход» увеличивается на $1.40.

SUBJECTIVE WELL-BEING AND INCOME: IS THERE ANY EVIDENCE OF SATIATION? Betsey Stevenson, Justin Wolfers. 2013

При этом увеличение дохода в 2 раза не равно увеличению удовлетворенности жизнью в 2 раза. Исследование Национального бюро экономических исследований на тысячах людей из 150 стран показывает, что удвоение дохода дает +0,5 к удовлетворенностью жизнью по 10-бальной шкале не зависимо высокий это доход или низкий.

Social Comparison, Social Media, and Self-Esteem. Erin A. Vogel, Jason P. Rose, Lindsay R. Roberts, and Katheryn Eckles. 2014

Для сравнения. По исследованию Университета Толедо регулярный просмотр лент социальных сетей снижает ощущение удовлетворенности жизнью на 1 пункт по 10-бальной шкале. Все из-за того, что в соцсетях мы сравниваем себя с другими (осознанно или не осознанно). Т. е. по эффекту от масштаба рост дохода влияет на удовлетворенность жизнью меньше, чем отказ от социальных сетей.

На субъективность необходимого для счастья дохода сильно влияет окружение

Если вокруг нас люди с уровнем дохода сравнимым с нашим или ниже, мы чувствуем себя более удовлетворенными, чем когда вокруг нас люди с доходом выше нашего.

Satisfaction and comparison income Andrew E. Clark, Andrew J. Oswald. 1996

Кларк и Освальд из Лондонской экономической школы опросили 5 000 британских работников различных специальностей, и обнаружили, что удовлетворённость работой — то, насколько людям работа нравилась, — снижается, когда сравнительный доход окружающих растет. Т. е., когда вы зарабатываете меньше коллег, и сознаёте, что вам платят меньше, то вам меньше нравится ваша работа. Чем выше доходы окружающих, тем меньше вам нравится ваша работа.

Мы привыкаем к росту дохода и через год уже не чувствуем счастья от повышения

Happiness adaptation to income and to status in an individual panel. Rafael Di Tellaa, John Haisken-De Newc, Robert MacCulloch, 2010

Наш мозг быстро привыкает к обстоятельствам — и к положительным и к отрицательным явлениям. Это делает эмоциональный эффект от них непродолжительным. Из-за этого многие приятные для нас вещи перестают быть таковыми. Ди Телла наблюдал за 7800 немцами с 1984 по 2000 годы, пытаясь выяснить, привыкает ли человек к постоянно повышающейся зарплате. Так, когда они получали новую повышенную зарплату, уровень счастья от этого события возрастал до 7,7/10, но уже через год он возвращался к обычным 6,8—7,1/10. Новая зарплата становится новой нормой и перестает приносить ту радость, на которую мы рассчитывали.

В 90-е был бум роста зарплат из-за роста интернет-компаний. Но график уровня счастья почти плоский.

Уровень счастья не зависит от материального благосостояния общества

В книге The How of Happiness: A New Approach to Getting the Life You Want Соня Любомирски приводит сравнение среднего уровня счастья в 1940 и 2015 годы в США — 7.5 против 7,2. При этом в послевоенные годы в США в 2/3 домов не было душа в помещении и горячей воды, т. е. базовые потребности были меньше удовлетворены. А сейчас айфоны, посудомоечные машины, роботы-пылесосы и тд. Это американский парадокс — улучшения последних четырёх десятилетий ни на йоту не увеличили субъективное благополучие. По сравнению с нашими бабушками и дедушками, мы выросли в гораздо большем достатке, с несколько меньшим уровнем счастья и гораздо более высоким риском депрессии и всевозможных социальных патологий.

Заметки с лекции Ричарда Хэмминга «Вы и ваши исследования»

Ричард Хэмминг — американский математик, работы которого в сфере теории информации оказали существенное влияние на компьютерные науки и телекоммуникации [Википедия].

Richard Hamming «You and Your Research»

Полный перевод на Хабре

Доктор Хэмминг задаётся вопросом: «Почему лишь немногие ученые делают значительный вклад в науку, а многие остаются в забвении?» Это исследование о том, как делать значимую работу. Я выписал несколько мыслей, которые мне особенно отозвались.

Решение важных задач

В каждой области знаний существуют «важные» задачи. Условно, это задачи, за решение которых дадут Нобелевскую премию. Только такими задачи стоит заниматься, чтобы стать великим. Например, в физике это задачи перемещения во времени, телепортации и антигравитации.

Если вы работаете не над «важными» задачами, маловероятно, что вы станете великим. Даже если сейчас вы работаете не над важными задачами, часть времени вы должны тратить на то, чтобы ответить на вопросы: какие задачи важны в моей области, как мне начать работать над ними.

Задавайте себе вопросы: «Какие в моей области важные задачи?». «Над какими важными задачами я работаю?». «Если то, что я делаю, неважно, и это не приведет к чему-то важному, почему я работаю над этим?»

Эффект Нобелевской премии

Великие ученые после получения признания не могут повторить успех, потому что делают ошибку — работают теперь только над большими задачами. Они больше не могут заниматься мелкими. А так не работает. Работа над значительным всегда начинается с малого, а не с великого.

Нужно продолжать сажать маленькие желуди, из которых растут могучие дубы. А раннее признание стерилизует: после него ученые обнаруживают себя во всяких комитетах и больше неспособны работать.

Недостаточно сделать работу, надо ее продать.

Идея продажи очевидна. Если вы нигде не рассказали о своей работе, не опубликовали в цитируемых журналах, если ее никто не прочитал, если вы не проводите лекций и не рассказываете о своих результатах, никто не придет и не вручит вам известность.

Более полные конспекты есть у Сережи и Миши, но лучше прочитать всю статью.

Конспект Сережи Шабалина
Конспект Миши Калыгина

Как устроен коми-пермяцкий язык

У меня коми-пермяцкая кровь: мама и папа чистокровные коми-пермяки. Язык я никогда не знал и особо не интересовался. В детстве знал несколько слов, мог понять часть диалога бабушек. Правда и родители и старшие родственники говорили на смеси русского и коми-пермяцкого.

Два года назад, из чисто исследовательского интереса, решил узнать про язык побольше. Исследование языка опубликовал в твиттере ввиде небольшого треда.

Тред написан по книге Разговорник. Коми-пермяцкий язык. — Кудымкар: Коми-Перм. этнокультурный центр, 2012.

  1. Коми-пермяцкий алфавит называется анбур. В нем 35 букв. В дополнение к русским 2 гласных — ö и i. ö — это как э в словах мэр, сэр или гласный звук в англ. girl. i — это твердая и после д, з, л, н, с, т. Т. е. в «ди» — это [д]+[и], а не [дь]+[и]
  2. В языке 18 падежей. Лингвисты говорят, что чем больше падежей, тем язык проще. Например, есть два Предельных падежа (реально, Предельный 1 и Предельный 2). Есть Приблизительный падеж.
  3. В коми-пермяцком всего одно склонение и одно спряжение. Основа слова всегда неизменна. А еще нет рода. А еще нет предлогов, вместо них меняются суффиксы: в земле — муын, из земли — муись, к земле — мулань. Это делает язык довольно простым для изучения
  4. По говору есть три диалекта — эловые, вэ-эловые и нуль-эловые (не важно). Одни говорят Нылка (девушка), другие Нывка, третьи Ныыка (середина как бы глотается). Мои родители из первой группы. Говорят, что понимать тех других можно, но довольно сложно.
  5. Литературным коми-пермяцким считается кудымкарско-иньвенский диалект. Носителей этого диалекта больше всего. Есть еще кочевский и косинско-камский диалекты. Говор же в каждой деревне может оказаться свой. Это как с моим школьным английским объясняться на окраине Дублина.
  6. Звук [ы] может быть и в начале слова. Например, в словах Ыб (поле), Ыбöc (дверь). Есть прекрасное слово с тремя Ы — Ыджытжык — Бóльший
  7. Помните, что в русском все слова с Ф — заимствованные из греческого? В коми-пермяцком Ф, Х и Ц встречаются только в русских словах. При это в классической речи трансформируются: ф в п, х — к, ц — ч. Пéрма вместо Ферма, Кöзяин вместо Хозяин, Конеч вместо Конец.
  8. В коми языке все гласные произносятся четко и не меняются в безударной позиции. Если в русском мы говорим [парашок], то по коми — как написано — [порошок]. Отсюда тянется этот знаменитый пермский говор.
  9. В коми языке Щ произносится как удвоенная Ш. Тёща — Тёшша. Но у родных я такого не слышал. Бабушка говорила Ощ (открой), так же твёрдо, как Борщ.
  10. В коми-пермяцком три аффрикаты — дз, тш, дж — это когда один соединеный звук обозначается сочетанием двух букв. [дз] — это такая мягкая ч, как на стыке в «прилечь бы». Дзодзoг — гусь.
  11. Как я писал, в коми-пермяцком нет предлогов. Но есть послелоги. Это примерно то же самое, что в русском предлоги. Послелоги — это либо непризнанные падежи, либо застывшие падёжные формы. «Порьпиан йылiсь — про поросят»
  12. Есть ещё послелоги-существительные, означающие положение во времени и пространстве. Вöр — лес, Дорын — край. Вöр дорын — возле леса
  13. Ё может стоять в безударной позиции. Например, если есть «сильный» суффикс. Сёй — есть. Сёйы’штны — доесть. Если в слове есть сильный суффикс — ударение всегда будет на нем.
  14. Считаем до десяти. Нуль, Öтiк, Кык, Куим, Нёль, Вит, Квать, Сизим, Кыкьямыс, Öкмыс, Дас
  15. О вежливости. Спасибо — Аттьö. Здравствуйте — Олат-вылат. До свидания — Адззисьлытодз. Приятного аппетита — Нянь-сов
  16. «Ва» — по коми — вода. Можете встретить этот корень в названиях рек. Например, Сылва — Талая вода; Койва — брызжущая вода (брызги+вода). Иньва, Обва, Колва и тд
  17. В коми нет своего мата. Весь мат заимствован из русского. У половых органов, есть свои названия, например «манянь» (она самая), но это не ругательство. Есть кальки с наших ругательств: «еб твою мать» — Мам те каялыще. Но своего мата нет
  18. В северо-восточных регионах европейской России часто встречается слово «баский, баще» в значении «красивый, красивее». Это обычное слово из коми языков. С коми-пермяцкого «басöк» — красивый.
  19. Еще про заимствования из коми-пермяцкого в русский. Наверно всем известное. Пельмени попали в русскую кухню с Урала. По-коми Пель — ухо, Нянь — хлеб. Пельнянь — хлебное ухо. Собственно пельмени и похожи на уши.

Записали подкаст про про агрессию в городской среде

В «Легко, просто и подкасте» поговорили с Тимуром Зарудным про культуру насилия в городской среде: почему объявления пишут агрессивным языком, про чиновников и институты власти, про уважение и заботу.

🍏 Эплподкасты
☁️ Саундклауд
👨‍💻 Все сервисы в одном месте
💽 Яндекс.диск

Основы мышления Ильи Красинского

Расшифровка подкаста

Единственный подкаст, который слушал более одного раза, а расшифровку перечитывал раза три. Очень отзывается все, о чем говорят Ваня с Ильей. Хочется перенять такой способ мышления.

Иван Замесин — фаундер Меты, ко-фаундер Focus Calendar, ведет курс по кастдеву.

Илья Красинский — CEO и ко-фаундер Rick.ai, проводит тренинг Product Heroes, мастер спорта по юнит-экономике.

Ясли мышления

Есть два типа мышления (майндсета) — фиксированное мышление и мышление роста. Мышление роста: я буду проверять много гипотез, совершать много ошибок. Фиксированный майндсет — это «мои ошибки меня определяют, я делаю то, что у меня получается, а то что не получается — даже не буду пробовать».

Майндсет роста — базовый кирпичик гибкого быстрого мышления. Важно окружить себя людьми, у которых есть такой тип мышления. Окружить и учиться у них. А второе — это знать, что у тебя есть когнитивные искажения и такие процессы, которые придумывают красивые рационализации.

Рационализация: все что мне сейчас непонятно или я не готов принять, я рационально объясняю себе почему это так устроено. Поэтому важно критиковать свое мышление, перепроверять себя — а не рационализирую ли я сейчас.

Важно видеть разрыв с реальностью, подвергать все сомнению, замечать карго-культы. Запустить цикл обратной связи: смотреть что работает, что не работает.

Просто проверять все, что ты делаешь, на правду

Комьюнити умных людей

Окружи себя людьми, которые протащили через себя книжки, опыт, паттерны, примеры. И будь ценным для коммьюнити. Почти всегда интересны люди, которым есть что сказать. Поэтому хотя бы в какой—то отрасли у тебя должен быть опыт, компетентность, которая интересна людям. И тогда ты получишь обратно новые смыслы, информацию.

Нельзя получить доверие и интерес к себе от комьюнити с одной попытки. Так не работает. Есть такой принцип «много малых событий». Много, много, много раз попробовать сделать/рассказать одно и то же.

Если ты кому—то что—то пытаешься рассказывать, оно в разы лучше у тебя в голове укладывается. Расскажи так, чтобы было понятно девятилетнему ребенку. Когда ты спускаешься на базовые принципы, как это в жизни проявляется, тогда ты лучше запоминаешь.

Когда ты рассказываешь, ты получаешь обратную связь. Когда ты в комьюнити общаешься, ты получаешь обратную связь. Когда ты систематизируешь, выписываешь, рефлексируешь, ты получаешь обратную связь. Устойчивая усиливающая петля обратной связи (желательно много петель обратной связи) нужны чтобы строить системы, которые не могут не привести к нужной цели.

Приходить в комьюнити, вытягивать из комьюнити и об комьюнити отбивать то, что ты делаешь. Рассказывать другим, чтобы собирать обратную связь и хорошо запоминать то, что ты делаешь.

Как расти быстрее

Наша работа — постоянно из одной зоны компетенций в другую перепрыгивать.

Как делать быстрее: идти к людям, которые умеют делать что-то лучше других, и с ними общаться. Брать у них какой—то маленький приемчик, или большой приемчик, или мысль, которая полностью поменяет подход к делу.

Надо красть как художники, лучшие приемы эволюционно должны побеждать, а все, что не работает, должно уйти.

Мышление из первых принципов

Первые принципы: составные элементы истинного знания.

Перевод статьи First Principles: The Building Blocks of True Knowledge

Cамые классные решения принимаются из первых принципов. Мышление первых принципов — стараться докапывать до основ, разбираться как на самом атомарном уровне устроены системы, процессы. Проверять все на первичных данных, докапываться до ноликов и единичек.

Мышление из первых принципов позволяет увидеть основные гэпы, основные структурные проблемы, основные издержки, на которых может создаваться добавленная стоимость.

Теорема Байеса

Теорема Байеса — одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая позволяет определить вероятность какого-либо события при условии, что произошло другое статистически взаимозависимое с ним событие.

Самые важные решения в жизни должны быть построены на моделях, которые доказали свою повторяемость, желательно, в научном смысле слова. Хотя бы у которых высокая вероятность успеха.

Что говорит теорема Байеса? Неважно, как изначально распределена твоя вера в успех события. Ты ставишь эксперимент. И при постановке эксперимента размечаешь насколько вероятно при той моей текущей картине веры произойдет это событие или это событие. Потом получаешь результат — обратную связь и корректируешь свою веру. Проводишь кучу таких наблюдений/экспериментов и принимаешь решение.

Например, есть вера что новая фича будет продаваться с вероятностью 90%. Проводишь 40 решенческих интервью. Вероятность постепенно меняется. И в результате от того насколько она изменилась, принимаешь решение делать ее или нет.

Модель минного поля. Ты сделал какое—то изменение, и ничего не случилось. Значит ли это, что ты херню сделал? Часто нет. Потому что на самом деле у тебя есть 10 мин, на которых пользователь можешь взорваться. Ты просто не нашел ту самую мину. Наличие одной мины перечеркивает все усилия.

Теорему Байеса помогает предпринимателю навигироваться и принимать решения — продолжать рационально верить в свою идею или в какой—то момент что—то корректировать.

Теорема Байеса — это куча циклов обратной связи, которые строят систему.

Complexity (сложность системы)

Второй закон термодинамики против нас — чем сложнее простая механическая система, тем выше вероятность, что она будет ломаться. Тем сложнее ее сделать, и тем выше вероятность, что она будет ломаться.

Если у стартапа проверена основная гипотеза, его рост ограничивается способностью команды переваривать сложность.

Но очень часто точки роста в зоне некомпетентности команды, где она даже помыслить про эту сложность не может — не выстроены базовые операционные процессы.

Делать на золотую медаль

Делать всегда на золотую медаль — не универсальный принцип. Он должен работать в фундаментальных процессах, которые проверены, но не там где ты только изучаешь.

Первое, с чего я начинаю думать — а на каком слое изменения мы сейчас делаем? Если мы меняем фундамент — у нас все здание поедет.

Для growth—команд «все делать на золотую медаль» — это тотально невыгодно и неэффективно. Это сильно противоречит Lean стратегии «сначала быстро сделать так, чтобы работало, руками».

При этом там, где мы на 100% проверили гипотезы и понимаем, что действительно надо делать — там нужно делать на золотую медаль.

Как принимать стратегические решения

Первое стратегическое решение или компонент стратегии — это посмотреть на много—много примеров через консалтинг, тусовку и супер—внимание к негативным, неудачным кейсам.

Второе — понять, что ты хочешь и от чего тебя дико прет. Потому что всегда будет не получаться, будет очень тяжело местами. И если у тебя нет повода вставать с кровати и продолжать, то ты сдашься рано или поздно. А почти всегда не получается из—за недостаточного числа попыток. И будет прерван сложный процент.

И третья штука. Как сделать так, чтобы возможности стали реальностью? Увеличивать количество попыток. Единственный способ сделать методологию — огромная выборка, чтобы посмотреть, что срабатывает, что нет.

Удача — это количество возможностей умноженное на количество автоматических навыков, которые у тебя есть и позволяют тебе возможность реализовать.

Последнее. Очень простой прием. Как только ты услышал что—то новое, новый прием — не спорь, не рационализируй, тупо попробуй. Моментально попробуй.

Убеждения

У нас у всех есть байесы (убеждения). И мы подтверждаем свою модель мира, мы подтверждаем, что мы правы, мы подтверждаем, мы фильтруем информацию.

Когда какой-то кусок информации не попадает в твое квалификационное поле, в модель мира, то ты его фильтруешь, не обращаешь на него внимания.

Когда по байесу идет трещина и ты перестаешь фильтровать входную информацию, происходит левел-ап.

Принцип Strong opinions loosely held. Умные состоятельные ребята очень легко меняют свою точку зрения. Они верят в то, что делают. При этом слышат и стараются принять другую точку зрения. Если другая точка зрения лучше — они меняют ее.

Культура насилия и культура любви

Я вижу две основные культуры общения — культура насилия и культура любви. Обе культуры исходят из цели — чего я хочу добиться.

Культура насилия исходит из сделать так, как я хочу, потому что «как я хочу» — единственно верное. Основа насилия — желание изменить подведение других людей. В этой культуре я буду что-то доказывать и не буду слышать собеседника потому, что это угрожает моей идентичности: услышу = не смогу бороться за свои ценности.

Антипрививочники — зло, вы угрожаете здоровью всех окружающих.

Сделайте, как я нарисовал в дизайне, потому что я сделал классно.

Это не обязательно активное насилие. Есть и скрытое насилие, которое я не осознаю. Борьба может быть за самое благое дело, но внутреннее состояние, внутренняя нацеленность деструктивная — изменить других.

Бывает, что я понимаю, что активная агрессия — не путь. Читал умные книги, знаю приемы из психологии — я-позиция, ненасильственное общение и т. д. Я использую более тонкий хитрый путь коммуникации. Но цель коммуникации при этом не поменялась — контролирвать, донести, изменить.

В культуре любви вместо борьбы — созидание, вместо разрушения — создание. Я хочу видеть и знать альтерантивные точки зрения.

У других людей другой мир, другие знания, другое понимание ситуации. Истина всегда где-то посередине и я хочу интегрировать все точки зрения.

Моя цель не доказать правоту, а вместе прийти к общему результату. Сделать лучше, чем было.

В основе отказа от прививок — тревога и страх. Страх — базовая эмоция, а эмоции не бывают неправильными. Я это понимаю и принимаю.

Мой дизайн может быть не совершенным, у меня куча слепых зон и когнитивных искажений. Команда, дайте мне обратную связь, чтобы сделать продукт лучше.

Илья Мутовин — Ментальное здоровье

Заметки с лекции Ильи Мутовина про ментальное здоровье.

Я и мозг

Стресс нужен, чтобы мобилизировать силы: или спасаться бегством или атаковать.

Мозг хорошо заточен замечать опасности.

Стресс вызывает высокое давление, подавление иммунитета, высокий сахар, низкий сератонин, высокий пульс, холестерин.

«Я» — это продукт мозга.

Что хочет мозг

У мозга всего 5 целей:

  1. Статус — быть важнее других, важность в группе;
  2. Уверенность — возможности предсказывать будущее;
  3. Автономность — возможность контролировать происходящее;
  4. Связность — быть связанным с себе подобными
  5. Справедливость.

Статус

Мы хорошо понимаем где баланс и когда он нарушается — мой падает, чужой поднимается. Не бывает такого, что одновременно поднимается статус у двоих.

Хвалить = понижать свой статус.

Давать фидбек = повышать свой статус.

Уверенность

Сознательно контролируем до 40 факторов и 2000 бессознательно.

Нам нравится то, что нам удается предсказать. Чем лучше предсказание, тем больше дофамина.

Ожидание очень сильно формирует реальность.

Мозг НЕНАВИДИТ неопределенность.

Автономность

Мозг который контролирует, лучше добивается целей.

Возможность что-то контролировать в жизни заметно повышает качество и продолжительность жизни.

Чувство, что что-то контролируешь значимо снижает кортизол в крови — понижает стресс.

Связность

Зеркальные нейроны — сильная штука.

Психологическое непринятие/изгнание группой сравнимо с физической болью.

Справедливость

Чувство справедливости — очень древнее.

Неприятный вкус и неприятное поведение — одно и то же для мозга.

Когда мы видим несправедливость, значимо повышается физическая сила и падает критическое мышление.

В теории игр мальчики получают дофамин, когда обманывают, а девочки когда их не обманывают.

Ограничения мозга

Интегральный подход

Чтобы что-то поменять мало действовать через разум — рациональный подход — надо через тело, дух, тень

Что делать

Тренировать префронтальную кору

Noting: замечать и описывать все, что с тобой происходит: звуки, ощущения, чувства, эмоции.

Пересмотр перспективы. Смотреть на ситуации с разных сторон. У всех есть причины делать то или иное.

Нормализация. Что-то происходит — это нормально. Нормально испытывать такую-то эмоцию потому что... — нормализировать, так и должно быть.

Наблюдение и реприоритезация. Увидеть реальные приоритеты и поменять их.

Делать новые вещи. Или делать что-то новым способом: ходить новым путем, вставать с кровати новым способом, чистить зубы другой рукой, здороваться по новому.

Поставить цели и идти к ним. Реально помогает.

Упорядочить все, что только можно.

Тренировка чувствования здесь и сейчас. Управлять вниманием.

Уменьшить число раздражителей. Отключить нотификации. Перестать отвечать на вопросы. Убрать аудиовизуальные раздражители.

Избавиться от ментального сахара. Новости, соцсети, каналы в мессенджерах.

Любая спортивная активность.

МЕДИТАЦИЯ.

Ощущать то, что сейчас происходит в повседневных активностях: душ, еда, ходьба. Можно все нюхать, слушать, или концентрироваться на цветах вокруг.

Коммьюнити

Окружить себя людьми с которыми чувствуешь себя психологически безопасно.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Прошел курс Learning How to Learn

Дошли руки опубликовать заметки с курса Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects. Он о том, как устроено образование в нашем мозгу, как работает память, что делать с прокрастинацией.

Два режима мозга

Есть два режима работы мозга — сфокусированный и рассеяный.

Сфокусированный — это когда вы полностью сосредотачиваетесь на том, что вы пытаетесь понять или выучить. Хорошо работает, когда делаешь что-то привычное и понятное, делаешь что-то по известной методике.

Рассеяный нужен чтобы решать задачи, которые раньше не решал — придумывать решения. Не получится сосредаточиться и решить проблему целиком, потому что нет таких нейронных связей. Но получится найти начальную точку.

Не получится использовать два типа мышления одновременно. Нужно уметь переключаться. Переключаться можно так: гулять, принимать душ, засыпать и будить себя,

Чтобы нарастить мышечную массу, нужно понемногу качаться каждый день, позволяя мышцам расти постепенно. Подобно этому, для построения нейронной системы, вам нужно понемногу работать каждый день, позволяя себе постепенно наращивать нейронные опоры, удерживающие ваше мышление, понемногу каждый день, в этом и хитрость.

Прокрастинация

Режим зомби — когда делаешь привычные действия на автомате, не требует сосредоточения на самом действии.

Привычка состоит из 4 частей:

  1. Стимул — триггер, который переключает в режим зомби.
  2. Механические действия — то, как мы отвечаем на действия.
  3. Вознаграждение — награда за дейсвтия. Приносит кратковременное удовольствие.
  4. Убеждение. Чтобы менять привычку, надо менять убеждение.

Работающий способ борьбы с прокрастинацией  — отлкючить все стимулы. Тишина, выключенные устройства, отключенные уведомления и все такое, что запускает механические действия на перелкючение.

Прокрастинация — это легко, это дешевый дофамин. Надо исследовать, что внутри тебя сейчас не ок, что заставляет отвлекаться. И назначить небольшую награду за то что ты сделаешь/поделаешь дело.

Хороший способ справиться с прокрастинацией — сосредаточиться на процессе, а не продукте. Т. е. не «напишу пост», а «20 минут попишу мысли на тему».

Планировать задачи с вечера. Так мозг частично решит задачи во сне + днем будет сфокусирован на этих задачах, а не заполнит фокус чем-то другим.

Еще:

Определить время окончания работы.
Планировать отдых.
Решать самые неприятные и сложные задачи в первую очередь.

Практика

Нейронные связи укрепляются за счет практики. Чем чаще повторяешь, тем крепче связь.

Когда учишь, надо делать перерывы между повторениями. В перерывах мозг в рассеяном режиме усваивает и укладвает инфу.

Память

Делим память на два типа — кратко- и долгосрочная.

На сегодняшний день принято считать, что одновременно кратковременная память может удерживать не более четырех частей. Держать что-то в кратковременной памяти тяжко, приходится прилагать усилия.

Долговременная — это такой склад. Чтобы туда что-то положить надо как минимум несколько раз повторить. Там так много всего, что если какой-то инфой не пользоваться, она может сверху затираться чем-то другим.

Чтобы положить в долговременную надо повторять. Лучше повторять несколько дней с перерывами. Не 20 раз за вечер.

Сон

Во время сна мозг избавляется от токсинов.

Во время сна мозг приводит в порядок все идеи и концепции над которыми думаешь. И закрепляет повторенное.

Чанки

Чанк — компактный фрагмент информации. Информацию можно делить и запоминать фрагментами, связывать фрагменты в цепочки. Потом доставать из мозга один фрагмент, а за ним по цепочке всю ленту. Получается упаковка сложных моделей через один кусочек — запоминаешь концепцию, а не мелкие детали.

Например, вождение. Делим на отдельные действия: знаки, переключение передач, поворотники и тд. И соединяем вместе.

Фрагменты объединяются по способу использования или по назначению.

Примеры и образцы даются, чтобы можно было понять из каких деталей состоит процесс/знание/методология и как они связаны.

Как создавать фрагменты:

  1. Полное сосредоточение на информации;
  2. Понять основную идею;
  3. Самотестирование (оно же самостоятельное повторение действий);
  4. Понимание контекста — не только что и как применять, но и когда. И когда не применять.

Кайфовенько перед погружением в детали (статьи или книги) пробежаться по содержанию/заголовкам, чтобы заранее понимать основные идеи и контекст.

Мощный прием запоминания информации — умение вспоминать. Просто закрываешь глаза и пытаешься вспомнить/проговорить усвоенный материал, основные идеи, концепции.

Иллюзия компетентности — это когда ты смотришь и думаешь «ага, понятно почему так сделали, почему такие решения».

По сути, получить больше знаний / стать экспертом = создать как можно больше фрагментов. Чем больше библиотека фрагментов в голове, тем лучше решаешь проблемы.

Фрагменты в разных областях знаний могут быть похожими. Это помогает понимать какие-то концепции. Ты можешь лучше понять идею в одной области, если у тебя есть похожие фрагменты из другой области.

Есть понятие mindset — установки. Это когда сложившиеся цепочки фрагментов, путей решения задач, мешают посмотреть на задачу под другим углом, найти лучшее решение, быть гибким.

Открываю услугу консультаций для дизайнеров, небольших бизнесов и менеджеров

Я готов дать советы и ответить на вопросы по дизайну, управлению проектами, организации процессов и личному росту.

Хорошо разбираюсь в:

дизайне навигаций;
интерфейсах;
образном мышлении и поиске идей;
управлении личным временем, интересом и мотивацией;
построении карьеры дизайнера;
как делать дела в срок;
как нанимать дизайнеров.

Не глубоко разбираюсь, но готов поделиться опытом про

построение дизайн команд;
шрифтовой дизайн;
продуктовый дизайн;
как зарабатывать на дизайне;
дизайн и редактуру текста;
переговоры.

Можем поговорить о вашей задаче, разобрать макеты и довести их до ума, найти образ и метафору для брендинга, спланировать проект чтобы сдать вовремя и без напряжения, спланировать личный рост.

Консультации проходят в Zoom, но с ребятами из Перми могу встретиться лично. 1 час консультации стоит 2500₽.

Если видите пользу в нашем разговоре, напишите мне в телеграмм или на почту.

Уровень обычного человека: если знаете ребят, которым мой совет может быть полезным, расскажите про эту услугу.

Уровень мага: если мы с вами уже встречались и вы видите ценность в этих встречах, расскажите другим.

Ранее Ctrl + ↓