Блог Дмитрия Кучева

Об организации жизни и управлении собой

Главная привычка дизайнера

Два месяца назад сменил работу. Оставил рекламу и решил сконцентрировался на дизайне. Выбрал веб-дизайн.

С первого дня новой работы стал вырабатывать регулярную привычку — повышать насмотренность. Как для «культурного человека» важна начитанность, так для дизайнера важна насмотренность. Считаю эту привычку самой важной.

Каждый день начинаю с «вдохновения». Это 30-минутная задача на обзор свежего в интернете. Для веб-дизайнера обязательны три сайта для ежедневного посещения — siteinspire.com, awwwards.com и design.ru. Первые два — площадки, куда каждый день выкладывают лучшие сайты. На siteinspire.com все сайты удобно разбиты по типам, стилям, темам и т. д.. Awwwards.com чуть более попсовый, но его важно посещать, чтобы понимать куда движется индустрия. А Студия — ну это Студия, ок.

Повторяющаяся ежедневная задача в Трелле. Помогает настроиться на рабочий день.

Помимо siteinspire.com и awwwards.com отсматриваю новые работы дизайн-студий, которые нравятся. Вот мои ориентиры:

Студия
Бюро
Интуиция
AIC
Щука
Red Collar
White Russia Studio
Студия Чулакова
Charmer
Groza
Astroshock
Area 17
Кодельная

Все, что нравится собираю в Pixave. Pixave — это программа. Как Pinterest, только оффлайн. Для меня он оказался удобнее Pinterest или простого сбора картинок по папкам.

Сайты буквально декомпозирую на элементы. Делаю скриншоты понравившихся оформлений шапок, подвалов, форм, фильтров, карточек и других элементов. К каждой картинке прикрепляю заметку, чем понравилось + теги и ссылку на сайт. Теги помогают быстро найти подборку определенных решений: сайты с интересной анимацией, яркими цветами, эмоциональные, с воздушной компоновкой, с интересной типографикой.

К каждой картинке прикрепляю ссылку. Любое дизайн-решение важно не само по себе, но в контексте и в системе. Поэтому важно вернуться на сайт и разобрать решение в работе.

В дальнейшем при работе над дизайном удобно просматривать референсы и выбирать удачные способы компоновки.

Помимо сайтов собираю другой дизайн — плакаты, книги, шрифты, интерфейсы, упаковки.

Просмотр чужих работ помогает развивать дизайнерское чутье. Важно отвечать себе на вопросы: что нравится в работе? почему дизайнер поступил именно так?

Что почитать по теме:
Женя Арутюнов — Как стать дизайнером

p.s. Про вдохновение. Подпишитесь на дизайнерский дайджест Оди. Это еженедельна рассылка с выжимкой лучшего дизайна. Кирилл отсматривает сотни сайтов, статей, книг, видео, выбирает лучшие материалы и собирает в письмо. 

Как стрит-фотография помогла мне полюбить родной город

Это история не про комфортную жизнь в провинции, а про визуальное восприятие города.

28 лет я живу в Перми. Пермь — крупный город со всеми атрибутами провинции: промышленные окраины, советская и постсоветская архитектура, грязь на улицах и тротуарах. А еще в Перми отвратительная уральская погода с холодной зимой, ветряными и дождливыми весной и осенью, и коротким летом.

Я трижды хотел переехать из Перми. Мне казалось, что хорошо жить среди архитектурных памятников в Петербурге, Варшаве или Риме. В итоге я осознано выбрал Пермь местом жительства. Для этого было несколько причин. Одна из них — я научился видеть город красивым без архитектурных памятников. В этом мне помогло увлечение стрит-фотографией.

На меня сильное впечатление произвели выставки Городское пространство и Found Art в рамках проекта InnerVisions.

Фотографии: Андрей Гордеев, Евгений Каменев, Илья Нетесов, Дмитрий Ангелов

Говорит куратор выставки Городское пространство Юлия Роднина:

Наша жизнь проходит на окраинах, в которых сложно увидеть какую-то красоту. Но фотограф обнаруживает в себе способность видеть гармонию там, где ее, на первый взгляд, нет, и все шероховатости, неуемности. неустроенности — все работает на него, приобретая в картинках стройность и законченность.

Я загорелся интересом делать такое же — искать гармонию среди визуального беспорядка.

Чтобы находить привлекательные образы, много гулял по городу. Искал интересные локации и необычные артефакты. За пять лет я побывал во всех районах и микрорайонах города, обошел дворы, сотни раз прошел по крупным улицам. Это помогло хорошо познакомиться с городом.

Пермская эстетика ебеней

Чтобы видеть интересные кадры, накачивал себя предметами искусства. Мне нравится супрематизм и абстракционизм. На улице легко встретить мазки всех цветов а ля Марк Ротко. По стенам можно изучать историю искусства XX века.

Картина Марка Ротко «Без названия (Желтое и голубое)» продана на торгах Sothebyʼs за $46,5 млн
Роткоизация на улицах Самары
Фотографии Вивиан Дель Рио из проекта «Бессознательная живопись»

За время увлечения уличной фотографией я привык смотреть на родной город глазами фотографа. Я осознаю, что Пермь по-прежнему страшный и неудобный город. Но взгляд фотографа помогает видеть город чуть более привлекательным.

Промышленный город тоже бывает красивым.

Что посмотреть на эту тему:
Проект Вивиан Дель Рио «Бессознательная живопись»
Фликр Андрея Гонтарева
Фликр Дмитрия Музалева
ЖЖ Дмитрия Ангелова
Проекты Юлии Родниной

Храню базу знаний в Брейне

Я никогда не вел базу знаний. Когда возникал момент, что нужно повторно найти статью, то сначала пытался вспомнить, потом гуглил. Часто такое копание в памяти не приносило результата. Я осознал, что хорошо бы сохранять информацию, которую читаешь/смотришь, чтобы возвращаться к ней при необходимости.

Базу знаний можно вести в обычных заметках в телефоне, в Эверноте, в закладках браузера. В чем угодно, лишь бы сохранять информацию и, при необходимости, быстро ее находить.

Ребята из чата Найс энд Изи посоветовали Брейн. Брейн — приложение, которое хранит информацию (мысли) в виде ментальной карты с сетевой структурой. Мысли — это ссылки или текстовые заметки.

Я сохраняю в Брейн материалы, к которым хочу вернуться в будущем, и которые полезным мне сейчас при изучении той или иной области знаний. Лекции, статьи, курсы, рассылки, компании, людей, новости

Скриншоты из моего Брейна с мыслями связанными со шрифтами, образованием и Женей Арутюновым.

Любая мысль может быть родительской, дочерней или родственной. Родительская — это центральная мысль. Дочерняя — вложенная, а родственная — косвенная. На примере выше Шрифты — родительская мысль, все, что ниже — дочерние, слева — родственные. Центральной может быть любая мысль. Центральная объединяет дочерние. Косвенная мысль — любая мысль, которую по какой-то причине хочется связать с центральной.

Такой подход позволяет связывать знания и мысли, как в мозге. Так Курс Типографика и верстка у меня связан с Игорем Штангом, так как он его проводил; с Екатеринбургом, так как я ездил на курс туда; с конспектами по этому курсу и с «большими мыслями» Курсы и Типографика.

Я сохраняю информацию, чтобы легче найти её потом и лучше запомнить сейчас. Связывая мысли, я повышаю вероятность повторно натолкнуться на материал. Также лучше осознаю взаимосвязь предметов.

Материалы по теме
Глеб Калинин
Макс Черепица
Тимур Зарудный

Скачать The Brain

Освоил каллиграфию за 20 часов

Автор книги «Первые 20 часов. Как быстро научиться... чему угодно» Джош Кауфман уверяет, что за 20 часов можно освоить любой навык. Речь не о том, чтобы стать профессионалом. Только о том, чтобы научиться основам.

не «научиться играть на гитаре», а «выучить базовые аккорды и сыграть Звезду по имени Солнце»;
не «выучить английский», а «освоить базовые конструкции, чтобы в отпуске самостоятельно заказывать еду в ресторане»;
не «обучиться каллиграфии», а «написать фрактурой цитату Черчилля».

Кауфман дает 4 шага, чтобы все получилось:

  1. Декомпозировать навык
  2. Выбрать источники информации, которым доверяешь
  3. Убрать все помехи
  4. Практиковаться

Подробнее в лекции Джоша Кауфмана на TED.

В январе—феврале я учился каллиграфии. Попробовал методику 20 часов на себе и доволен результатом.

Выбрал источники информации

Нужно выбрать 3 источников информации, которые помогут начать практиковаться. Книги, статьи в интернете, видео на Ютубе, курсы.

Одним из моих новогодних желаний был онлайн-курс по каллиграфии. Т подарила курс в Highlight School.

Курс состоял из 8 полуторачасовых видеозаписей. Каждая запись — один урок — один вид каллиграфии. Аналогичные видео можно найти на Ютубе. Но факт того, что курс оплачен, подстегивает продолжать заниматься, когда прокрастинация и ничего не получается.

Параллельно с курсом читал книгу Леонида Проненко «Каллиграфия для всех».

Декомпозировал навык

Каждый сложный навык нужно разбить на несколько простых, которые сможешь оттачивать час за часом. Сложно «научиться каллиграфии», но можно разобраться в инструментах, видах каллиграфии и строении букв.

На курсе прошли готику и уставное письмо ширококонечным пером, каллиграфию кистью и брашпеном, копперплейт остроконечным пером, современную, арабскую и японскую каллиграфии.

К каждому занятию есть домашка. Домашка — это прописи. По очереди прописывал базовые штрихи каждой буквы, затем отдельно каждую букву.

3—5 листов каждый штрих, 3—5 листов каждую букву.

Убрал все помехи

Чтобы практика была эффективной, нужно отключить телефон, телевизор, интернет, любые уведомления и другие отвлекающие факторы.

Каждый день выделял 1 час на занятие каллиграфией. В этот час окружал себя тишиной и концентрировал внимание только на практике.

Практиковался

20 часов — это один час в день в течение месяца или по полчаса в день в течение двух месяцев. 20 часов достаточно, чтобы преодолеть барьер разочарования и не чувствовать себя профаном. За 20 часов не станешь профессионалом. 20 часов — это важная стартовая площадка, чтобы не быть новичком.

Мои результаты не выглядят впечатляющими. Но я я освоил новый навык за месяц, занимаясь по 1 часу в день. Чтобы результаты стали сильными, нужно потратить еще 9980 часов на практику. Я не планировал усиленно заниматься каллиграфией. Поэтому после окончания курса практику остановил.

23 апреля   книги   образование

Рассказ Жени Арутюнова «Мы хотим играть»

В апреле привожу в Пермь Женю Арутюнова с лекцией. Женя расскажет, как живёт и работает дизайн-бюро «Интуиция». Почему нет офиса, рабочего графика, менеджеров и дедлайнов, а заодно вакансий и зарплат. Какое самое страшное слово может услышать дизайнер от арт-директора. Почему на сайте бюро нет контактов. Приходите и узнаете.

Регистрация

Если нужна скидка, напишите мне.

2 апреля   образование

Съездил в Барселону

В январе был в Барселоне. Больше всего запомнились пальмы, море и кладбище. Пальмы и море потому, что пермяк и январь.

Фоточки

P.S.: А еще сделал страницу на сайте, где собираю свои работы и проекты. Пока не так много есть, что показать. Но, наконец, появилось место куда можно все выкладывать.

31 марта   мир

Владимир Кричевский  — Идеальный дизайн

Прочитал «Идеальный дизайн» Кричевского. Книга о дизайне вообще и самоидентичности русского дизайна в частности. Наполнена емкими смыслами. Выписал для себя понравившиеся цитаты:

О евродизайне

Отечественный графический дизайн изо всех сил стремится быть европейским. По-европейски не выходит, по-своему тоже. Это явление он называет «евродизайном», по аналогии с евроремонтом.

Между намерениями сделать хорошо и сделать евро (американо, японо) лежит пропасть.

Дизайн в России находится на положении импортной профессии. Импортируются представления, ценности, жанры, приёмы, термины, книги, разумеется, инструменты.

Там, где кончается евро, проглядывает нечто постыло-советское.

Наверное, мало кто в этой стране хочет быть русским.

Цивилизованные страны — ещё одно понятие, порождённое новым русским временем. И оно столь же самоуничижительно, как и евроремонт.

Разительный пример системного культурного несоответствия — отечественные банкноты и почтовые марки. Хуже их в нынешнем мире не найдётся.

Странно, что эпизоды обновления происходят у нас под прикрытием слова эксперимент, а проявления пассивности и инертности связываются с соблюдением традиции.

О графическом дизайне

Из всех искусств, в том числе и жизнестроительных, графический дизайн наименее понятен и интересен публике.

Дизайн — это чудо человеческого существования и чудо человеческого взаимодействия. Дизайнер делает слова предложениями, пересказ — высказыванием, многие вещи — одной вещью. Поэтому не бывает дизайна без отношения, не бывает дизайна без изыска, не бывает дизайна без пижонства или без извращения. Нормального дизайна не бывает.

В графическом дизайне, имеющем дело с формами преподнесения публике знаний и идей, этическое и эстетическое неразделимо.

О банальностях, наворотах и избыточности

Банальность — полное отсутствие особенностей, почти синоним бессодержательности. Банальность — это неинтересно и скучно. Скучнее прямого плагиата.

Иногда кажется, что весь дизайнерский поиск сводим к не слишком усердному копанию в картотеке штампов. Если мне скажут, что за этим стоит какая-то социально-культурная закономерность, что система банальностей образует своего рода азбуку универсального языка визуальных образов, — не найду, чем возразить. Но от неприязни не избавлюсь. Ибо банальность граничит с пошлостью и как правило (в том то и беда!) сознательно или подсознательно выдаётся за остроумную находку.

Навороты — системная беда русской материальной культуры. Они производны от сугубо количественного представления о качестве вещи. Наворотчик побаивается простых, непритязательных, суровых форм. Принципиальный минималист ему, конечно, не товарищ. Навороты враждебны ясности.

Когда дизайнер опасается, что его вклад недостаточно заметен, тогда в разряд наворотов могут попасть второй цвет и вторая гарнитура, тонированные страницы, рамки и линейки, даже картинки.

Избыточность проявляется в наворотах. Навороты — следствие потери здравого смысла с присущим ему чувством меры.

Увы, это так типично, когда русскому дизайнеру всё мало и ему хочется непременно оживить, украсить, уравновесить, заполнить пустующее место, усложнить.

О скромности и органичности

Однотонная печать бывает не только уместной, но и безоговорочно прекрасной. Согласно старой традиции, у скупой на цвет графической вещи такой же высокий культурный статус, как у чёрно-белой фотографии или чёрно-белого кинематографа.

У голландцев в ходу парадоксальная оценка: хорошо, но красиво. Или её обратный вариант: красиво, но хорошо.

Какой бы позитивной свежестью ни веяло от оценки чистый, в ней скрыто неприятное но. С одной стороны, чистота — один из факторов визуального комфорта, с другой — она запросто лишает графическую вещь выразительной силы и органичности.

Сделать чисто — значит зависнуть между слишком хорошо и банально, между претенциозной прецизионностью и заурядной бытовой аккуратностью.

Дизайнер, помышляющий об органичности, тоже стремится к совершенству, но по-своему. Он не будет скрадывать пластические изъяны типографики (изъяны ли?), изменит инертной привычке, подвергнет сомнению правило или стандартную систему предпочтений, порадуется любому естественному состоянию, порождённому неумолимой реальностью или внутренней логикой формы. Поэтому он, к примеру:
— не станет избавляться от отступа в первом абзаце и даже висячих строк;
— хотя бы ради экономии бумаги подверстает вместо того, чтобы начать с новой страницы;

Об идеальном дизайне

Любой хороший шрифт заведомо универсален, а универсальный, наоборот, именно тем и хорош.

Добродетельный дизайн несовместим с рекламой. Ибо последняя — это всегда легализованная неправда, подмена доброго дела риторикой, уловка, обольстительная глупость.

Чрезмерная модопослушность не красит обыкновенного гражданина, дизайнера — тем более. Дело дизайнеров — на худой конец, генерировать моду, но не подчиняться ей. В идеальном дизайне свежесть и изменчивость проистекают от разнообразия задач и индивидуальных творческих подходов — не от диктата вечно меняющейся и весьма агрессивной актуальности.

Идеальный дизайн — достояние скромной и по возможности доступной вещи.

Идеальное существует только на словах.

27 марта   книги

Образ Перми глазами жителей

Kevin Linch, The Image of the City, MIT press, 1964

В СССР издана в 1982 году. Прочитать и скачать можно на glazychev.ru.

Прочитал книгу Кевина Линча «Образ города». Он описывает элементы городского окружения, которые формируют для каждого индивидуальный образ города. Из индивидуальных образов формируется общественный образ.

Элементы города

В результате исследований Линч выявил 5 элементов города, из которых строится образ: пути, границы, районы, узлы и ориентиры.

Пути — это коммуникации, вдоль которых люди периодически или постоянно передвигаются. Это улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы.

Границы — элементы окружения, которые люди не используют в качестве путей и не рассматривают их в этом качестве. Это труднопреодолимые барьеры между районами: берега, железные дороги, края жилых районов, стены, заборы.

Одни и те же элементы для разных людей играют разную роль. Для тех, кто ездит на работу на электричке, железная дорога — путь. А для тех, кому нужно переходит ж/д пути по дороге к дому, железная дорога — граница.

Районы — это части города, средние по величине и представимые как двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит «изнутри». Они обладают каким-то общим, распознаваемым характером. Большинство людей упорядочивает свой город по районам с большей или меньшей чёткостью.

Вопрос о том, пути или районы являются доминантными элементами, решается индивидуально. Это зависит не только от личности, но и от характера каждого города.

Узлы — это соединительные звенья, места разрыва транспортных коммуникаций, перекрёстки или слияния путей, моменты скачкообразного перехода из одной структуры в другую. Перекрестки, развилки, площади.

Ориентиры — точечные элементы, достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора, бар.

По приведенным в книге методикам принято рисовать ментальные карты. Ментальная карта — это рисунок местности, выполненный информантом по просьбе исследователя. По Линчу ментальные карты — инструмент, который помогает сделать город удобнее, понятнее и красивее.

Образ Перми

Мне стало интересно, как пермяки видят Пермь. Я опросил близких, друзей и знакомых. Попросил за 5—7 минут нарисовать город таким, как они его помнят или представляют. 25 человек — от 18 до 55 лет, владельцы автомобилей и пешеходы, не живущие вообще в Перми и живущие 55 лет. Понимаю, что выборка в 25 человек не репрезентативная, но достаточно показательная.

Я выписал все объекты, которые встречаются на картах. Затем посчитал, сколько раз встречается каждый объект, и выразил в процентах.

Всего 141 объект.

По результатам составил обобщенный образ.

Объекты, встречающиеся 1—2 раза, исключил.

Наблюдения

Как видно, в среднем Пермь воспринимается пятнами из районов и небольшой сеткой улиц в центре. Основные элементы, которые помнят все — река и мост через реку. Далее я изложу свои наблюдения, которые показались мне интересными.

1

Основные запоминающиеся пути — ул. Ленина и Комсомольский пр. Вблизи них находятся основные достопримечательности города. Здесь течет культурная жизнь, рядом основные торговые центры, университеты, театры и кинотеатры.

2

Те, кто часто пользуются картой города, либо изучали город по бумажным картам, представляют город наклоненным относительно оси Запад-Восток. Например, люди старшего поколения. Те же, кто вместо карты используют навигаторы или мобильные приложения, представляют город относительно пути своего основного движения.

Так я ожидал, что карты будут похожи на Пермь, к которой привык я. Но мои ожидания не оправдались.

Карты Пермь 1897, 1908, 1914, 1938, 1988, годов. Примерно такой результат я ожидал.

3

Жители правого берега видят Пермь вверх головой, как австралийцы мир (но это не точно).

В принципе, когда Кама не на севере, я не узнаю город с первого взгляда.

4

Старые названия предпочитают новым. ПГУ вместо ПГНИУ, Драмтеатр вместо Театр-Театр, Коммунистическая вместо Петропавловская.

5

Железная дорога, малые реки и лога не являются частью образа Перми.

6

Помимо общественно значимых мест, образ города строится из индивидуальных — бары, улицы и достопримечательности, имеющие персональное значение. 60 % объектов встречаются 1 или 2 раза.

7

Прямоугольные кварталы центра Перми — сильный запоминающийся образ. Но порядок улиц плохо запоминается и сами улицы мало отличаются. Улицы не имеют четких ориентиров начала и конца.

8

Тихий Компрос не считывается продолжением Компроса. Компрос переходит в Героев Хасана. При этом Тихий Компрос не упоминается никем.

Мне давно кажется, что Тихий Компрос нужно переименовать в отдельную улицу. Он ни визуально ни ассоциативно не связан с основным проспектом. Компрос — широкий магистральный путь с активным движением, множеством магазинов и ориентиров на всем пути, яркими образами начала и конца (галерея и площадь/башня). Тихий же — бульварный путь для прогулок, озелененный и спокойный.

9

В большинстве случаев не считывается образ Перми, как протяженного с запада на восток города.

10

Предположительно, возраст, место проживания и социальный статус влияют на образ города. Но из приведенной выборки нельзя сделать каких-либо выводов. Если вы хотите помочь сделать более глубокий анализ на бóльшей выборке, напишите мне.

Если вы видите другие закономерности, напишите мне.

Кевин Линч в книге приводит факторы, которые влияют на запоминаемость каждого элемента. Так для путей это извилистость, цвета фасадов, архитектурные особенности, степень озеленения и т. д. Для районов — четкие границы, запоминающаяся форма, тип застройки, характеристика обитателей, рельеф и т. д. Если вам интересно продолжить со мной исследование Перми в этом ключе, напишите мне. Например, мне интересно в ходе интервью проверить гипотезы почему Компрос лучше запоминается, чем соседняя Куйбышева, а Сибирская лучше, чем соседняя 25 октября.

Если знаете подобные исследования про другие города, напишите мне. Вот, например, про Москву.

Почему нельзя комментировать дизайн в отрыве от контекста

Помню в школе я мучался вопросами Почему мы так много изучаем Пушкина? Почему каждый год? Почему Пушкин — наше все? Разобраться удалось спустя 15 лет. Мне казалось ну да, хорошие стихи, но ведь много хороших поэтов, почему именно он наше все. Оказалось Пушкин первым объединил литературный язык и разговорный. До него стилистика того, как писали и того, как говорили сильно различались. И еще много в чем он был первым.

Это мое упрощенное понимание. Если я не прав, поправьте.

То же самое было с искусством. Я не понимал величия картин Малевича. А не понимал я их потому, что думал в отрыве от контекста. Черный квадрат мне казался ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ. Оказалось, что великий он за новаторство.

Великая картина не существует в своем величии сферически в вакууме, она стала великой по какой-то определенной причине, не только за «красоту». Обычно она такой стала на фоне своего окружения, за новаторство и за тот эффект, который она произвела на окружающих.

Осознать мне это помогла статья Шакко. Может и вам поможет.

Теперь, когда я смотрю на вещи, которых не понимаю, сначала думаю а знаком ли я с контекстом, в котором она создана; а хорошо ли я знаю окружение, а достаточно ли у меня знаний. Короче — сделал ли я домашку.

Поэтому, когда Тема Лебедева публикует логотипы с экспресс-дизайна, и я не понимаю их крутости, первое о чем я думаю: о боже, как мало я знаю об этом мире. Мало знаю о пиаре, мало знаю о брендинге, мало знаю об устройстве бизнесов. Следите за руками: я думаю не о дизайне логотипов и графике, а об окружающих логотипы вещах.

Когда в следующий раз вам захочется написать в комментария Блять, что за говно вы сделали, подумайте, а достаточно ли у вас знаний о мире.

А не говно ли я?

2018  

Эффект неэкономии масштаба

Каждый понедельник я попадаю в ловушку эффекта неэкономии масштаба. Его описал Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники»:

Чем больше задач решаешь одновременно, тем дороже обходится каждая задача.

Это противоположность экономии масштаба в производстве: чем больше продуктов производить, тем дешевле каждый из них. Вольно перескажу суть.

Ситуация 1
Саша — дизайнер. Ему ставят задачи по одной. Как только выполняет одну, выдают следующую.

Саша, нарисуй иконку.
Это легко, — думает Саша. Берет и рисует. Тогда Сашу просят:
Сделай визитку для нового менеджера.
Запросто. Берет и делает.
Саша, напиши текст для страницы о компании. Задача сложнее, но и ее Саша делает.

Это спокойный режим. В таком режиме Саша способен сделать 10 задач за неделю.

Ситуация 2
Теперь Саше ставят задачи сразу по две.

Саня, нарисуй иконку и напиши текст на страницу о компании.
Так, падажжи, — говорит Саша, — А что приоритетнее? А со сроками что? Делает одну задачу, ему сразу подкидывают задачу с визитками.
Е-мае, надо как-то спланировать, решить что важнее сейчас делать.

Такой режим напряженнее. Часть Сашиной концентрации уходит на планирование. За неделю он делает только 8 из тех 10 задач. 2 не успел.

Лекция Максима Дорофеева «Джедайские техники 2.0»

Ситуация 3
Даем Саше список из 10 задач на неделю.

Вот черт, сколько работы, времени так мало, ааа-аааа-аа, что делать! — паникует Саша и идет заваривать чай. К концу недели хорошо если 6 задач выполнит.

Для меня ситуация 3 — типичный понедельник. Открываю утром план работы на неделю — хочется забиться в кокон, сидеть на попе ровно и ничего не делать. Эффект голубя — 

Паника возникает, потому что нет плана. В ситуации 1 за тебя подумали и не нужно думать, что и когда делать. В ситуации 3 плана нет, поэтому его нужно составить самому. Чтобы паника не мешала работе использую три приема: 1) расставить приоритеты, 2) уменьшить воспринимаемое количество, 3) работать «помидорками». Суть в том, чтобы привести ситуацию 3 к ситуации 1 — в единицу времени держать в фокусе одну задачу. Нет многозадачности.

Эти приемы о том, как снизить панику, а не о том, как выдавать продуктивность на 10 из 10.

1. Расставить приоритеты

Делю задачи на три группы: Срочные, Важные и Понятные. Срочные — которые нужно сделать в первую очередь. Важные — которые двигают основные проекты. Понятные — над которыми не нужно думать, только делать.

Сильные часы определил в RescueTime

Над важными работаю в «сильные» часы. Над понятными — в часы спада. «Сильные» часы — это часы биологического пика, когда можешь работать сосредоточенно несколько часов. У меня это периоды с 9 до 11 и с 15 до 17. В часы спада делаю простые рутинные задачи, где не нужно думать.

2. Уменьшить воспринимаемое количество задач

Разбиваю задачи по дням. Список задач на неделю воспринимается огромным и непосильным. Список на день легко охватить одним взглядом. Значит, его проще начать делать. С такого планирования начинаю каждую неделю.

В понедельник и вторник больше срочных задач. В пятницу только понятные.

Список задач каждый день пополняется. Поэтому, по принципу «Сделай это завтра», новые задачи переношу на следующий день.

3. Работать помидорками

О помидорной технике на Лайфхакере

Да, опять все свелось к помидорной технике. Каждой задаче выдаю определенное количество времени и примерное время, когда буду над ней работать. С такого планирования начинаю каждый день.

Диаграмма для работы с 9 до 18.

Важно работать одновременно только над одной задачей. Не фигачить параллельно три. Многозадачность снижает продуктивность. Она заставляет совершать ошибки и привносит в работу стресс. В итоге на выполнение дел уходит больше времени, поскольку при переключении с задачи на задачу затрачивается дополнительное внимание.

Сначала планировать, потом делать. Нет многозадачности

Ранее Ctrl + ↓