Блог Дмитрия Кучева

Об организации жизни и управлении собой

Практикую 5-секундные медитации

Год назад заметил, что не справляюсь со стрессом. Упала концентрацию внимания, резко скакало настроение, ухудшились сон и аппетит. С этим нужно было что-то делать. Посоветовали медитировать.

Год спустя уверен, что медитация — лучший способ чувствовать себя хорошо, не прилагая усилий. Я медитирую утром и вечером по 5 минут. Иногда больше, иногда меньше. Бывает пропускаю, потому что сон важнее медитации. Иногда медитирую во время прогулки или в транспорте.

Медитация и разумная внимательность. Блог Рахима Давлеткаева

Если, что медитация — это не про религию:

Сегодня медитация обычно означает простую в описании практику, которая не влечет за собой никаких религиозных или культурных штук. Так же как бег по утрам не делает из вас олимпийца, медитация не делает из вас монаха.

Медитация восстановила контроль над вниманием и концентрацией. Стало проще фокусироваться на задачах, выбирать приоритетную.

Уменьшился стресс. Медитация помогает понять ощущения в теле и разделить эмоции и реакцию. Это дает свободу реагировать на то, что я сам считаю важным и нужным.

Помимо базовых ежедневных медитаций слежу за своим состояние в течение дня. Для этого использую приложение Reporter App. Приложение в случайное время задает вопросы о жизни: чем занимаюсь, как настроение, насколько сконцентрирован. Ощущения оцениваю словами или по 10-бальной шкале. Можно настроить отдельные вопросы для пробуждения и для подготовки ко сну.

Потом приложение формирует статистику.

Видите пик? Это дочка родилась в апреле

Момент, когда Репортэр сигнализирует что пора отвечать на вопросы, я называю 5-секундной медитацией. Я останавливаю все дела и стараюсь понять какие чувства испытываю райт нау. Это помогает честно осознавать эмоции. А осознанными эмоциями можно управлять.

Пяти секунд достаточно, чтобы понять, что самочувствие не ок и пора сделать перерыв в работе.

Пятисекундные остановки помогают увидеть полную картину: например, пик самочувствия около полудня, спад после обеда. Это знание помогает планировать задачи в течение дня.

Пять секунд и через год статистика подтверждает ощущения: с одними людьми находится приятнее, чем с другими; одни занятия приятнее других.

Статистика Репортэра подтвердила: проводить время с семьей мне приятнее, чем заниматься проектами. В среднем показатель настроения при нахождении с близкими на 2 пункта выше, чем на работе, и на 1,5 пункта выше, чем при любых других занятиях.

30 секунд в день и через год я знаю себя гораздо лучше.

Right now, not later; right here, not elsewhere

Завел канал о веб-дизайне

Каждый день я отсматриваю в интернете много дизайна. Для вдохновения, культурного поиска и просто для отдыха. Чаще всего это сайты. Еще нравится смотреть на плакаты, афиши, полиграфию и айдентику.

Работы буквально декомпозирую на элементы. Делаю скриншоты понравившихся оформлений и  элементов. К каждой картинке прикрепляю заметку, чем понравилось + теги и ссылку на сайт. Так я развиваю свое дизайнерское чутье. Об этой привычке писал заметку.

Раньше вел этот архив локально на компьютере. Теперь еще буду выкладывать в канал в Телеграме с небольшим описанием.

На сайтах мне нравятся решения основанные на типографике, крепкой композиции, контрасте элементов и сильных визуалах. Не люблю перебор анимации. Будет много работ в стиле современного брутализма и с локаничной типографикой.

Подключайтесь. Отключайте уведомления.

7 сентября   дизайн

Собираю уличную каллиграфию

После завершения БДСЛ Сергей Рассказов провел шрифтовую археологическую экспедицию по Иркутску. Они с ребятами ходили по городу и собирали образцы красивых надписей. Я в это время был уже в Перми и следил за всем в телеграме.

Мне понравилась идея и я решил вставить такой формат в свой инстаграм. Раньше собирал уличные зарисовки и композиции. Сейчас еще собираю разную уличную каллиграфию (не граффити): надписи, таблички, вывески — все, что мне кажется эстетичным.

Это хороший способ повысить дизайнерскую насмотренность. А еще приятно находить красивости в родном городе. Если вам такое попадается, присылайте мне, буду публиковать.

Ниже коллекция прошлой недели.

7

A post shared by  Дмитрий Кучев (@ikuchev) on 

28 августа   Пермь

Переверстал расписание автобусов

В Перми полгода назад на автобусных остановка повесили новое расписание. На мой взгляд оно не отвечает задачам пассажиров. Поэтому я попробовал переверстать.

  

Я увидел такие проблемы:

Для переверстки за основу взял стиль системы визуальной коммуникации, который разработали в 2011 году в Пермском Центре Развития Дизайна. За ограничение принял, что нельзя выходить в надсистему, только переверстать имеющиеся данные.

Результат первого подхода:

Что сделал:

Убрал заголовки «Первые рейсы», «Интервалы движения», «Последние рейсы». Сами данные несут в себе необходимый смысл. Первое время — первый рейс, последнее время — последний рейс.

«Час пик» и «Меж пик» заменил на конкретные временные промежутки.

Основной цвет — черный. Черный на белом считывается легче, чем зеленый на белом и белый на зеленом.

Добавил цветовое кодирование транспорта: автобусы — красные, троллейбусы — фиолетовые, трамваи — зеленые.

Выделил крупно телефон. Это самая важная информация в нижней части таблички.

Примеряю и сравниваю. Видно, что текст мелкий и тоже плохо читается.

  

Делаю второй подход. Убрал повторяющуюся информацию, сделал текст крупнее.

  

Примеряю и сравниваю. Стало лучше. Информация не потерялась и стала крупнее.

  

Минусы.

не нашел решения, чтобы сохранить направление движения автобуса;
табличка выросла вертикально.

Третий подход делать не стал, т. к. сейчас не решена основная проблема такого подхода к расписанию. Длинные интервалы (5—14), (14—35), (12—31), (20—41) не отвечают на вопрос «когда приедет ближайший автобус, сколько ждать».

Чтобы решить эту проблему, нужно выйти в надсистему. Например, вешать на остановках подробные расписания для каждого маршрута. Вот примеры из Будапешта, Гамбурга и Лондона.

  

Будапешт
Гамбург
Лондон

Лучшее решение — светодиодные табло с точным временем ожидания. В Перми такие используют, но только на крупных транспортных узлах

Москва

Переверстка — отличное дизайнерское упражнение и способ обратить внимание на проблему. Не нравится окружающая среда? — Сделай и покажи как должно быть.

Присылайте ваши на mail@dmitriikuchev.ru или ссылкой в комментарии.

19 августа   Пермь

Съездил в Байкальский дизайнерский специальный лагерь

БДСЛ проходит на берегу Байкала и это круто. Смотрите какая атмосфера (АТМОСФЕРИЩЕ) вокруг лагеря.

Три дня говорили про дизайн и делали дизайн. Дмитрий Карпов прокачивал креативное мышление. Придумывали, пробовали, играли, рисовали, писали, смеялись, делали странное.

Вова Лифанов рассказал о своем худшемлучшем проекте, клиенте и выступлении. Показал много крутых проектов.

Запомнилась фраза:

Мы сделали рекламную кампанию. Год она погремит и все, а дальше что? Айдентики в этом нет.

Сережа Рассказов говорил о шрифтовой айдентике — о том, как делать шрифтовые логотипы. На воркшопе делали логотипы из подручных материалов.

У Сергея манифест:

Хороший дизайн не может быть нормальным. Плохой дизайн лучше нормального дизайна.

Нормальный — значит «чистенький, ровненький, стерильный, скучный, обычный». Норма = говно.

Владимир Самойлов рассказал о трендах в промдизайне. Потом переосмысляли окружающие предметы.

Посмотрели и обсудили «100 лет дизайна».

Говорили о дизайне на поляне, у костра, на берегу озера. Купались в Байкале, пили специальносваренное для лагеря пиво, обсуждали турбренд России с его авторами.

Чтобы участвовать в лагере в следующем году, подпишитесь на рассылку на сайте. Все хорошие, все молодцы. Победа будет за нами.

6 августа   дизайн   мир

Продаю дизайнерские книги

У меня собралось много дизайнерских книг. По типографике, промдизайну, цвету, композиции, редактуре и управлению. С частью этих книг я готов расстаться.

Все книги в прекрасном состоянии, почти все в суперобложках.

Если вы хотите пополнить свою библиотеку или подарить другу-дизайнеру, это хорошая возможность сэкономить. Отдаю дешевле, чем издательства и Озон. Если найдете причины, почему я могу сделать скидку, договоримся.

Продаются
Адриан Форти — Объекты желаний — 800 ₽
Георгий Щедровицкий  — Оргуправленческое мышление — 800 ₽
Александр Прохоров — Русская модель управления — 600 ₽
Джеймс Бёрк — Пинбол-эффект — 800 ₽

Забронированы
Эмиль Рудер — Типографика — 1800 ₽
Йозеф Мюллер-Брокманн — Модульные системы — 1000 ₽
Генрих Альтушуллер — Найти идею — 300 ₽

Проданы
Роберт Брингхерст— Основы стиля в типографике — 1000 ₽
Пол Рэнд — Дизайн: форма и хаос — 600 ₽
Юрий Гордон — О композиции — 1500 ₽
Йоханнес Иттен — Искусство цвета — 500 ₽
Эрик Шпикерманн — О шрифте — 1200 ₽
Ильяхов, Людмила Сарычева — Пиши, сокращай — 400 ₽

В Перми книги передам сам. Если вы не из Перми, то доставка за ваш счет.

5 июля   книги

Главная привычка дизайнера

Два месяца назад сменил работу. Оставил рекламу и решил сконцентрировался на дизайне. Выбрал веб-дизайн.

С первого дня новой работы стал вырабатывать регулярную привычку — повышать насмотренность. Как для «культурного человека» важна начитанность, так для дизайнера важна насмотренность. Считаю эту привычку самой важной.

Каждый день начинаю с «вдохновения». Это 30-минутная задача на обзор свежего в интернете. Для веб-дизайнера обязательны четыре сайта для ежедневного посещения — siteinspire.com, land-book.com, awwwards.com и design.ru. Первые три — площадки, куда каждый день выкладывают лучшие сайты. На siteinspire.com все сайты удобно разбиты по типам, стилям, темам и т. д.. Awwwards.com чуть более попсовый, но его важно посещать, чтобы понимать куда движется индустрия. А Студия — ну это Студия, ок.

Повторяющаяся ежедневная задача в Трелле. Помогает настроиться на рабочий день.

Помимо siteinspire.com и awwwards.com отсматриваю новые работы дизайн-студий, которые нравятся. Вот мои ориентиры:

Студия
Бюро
Интуиция
AIC
Щука
Red Collar
White Russia Studio
Студия Чулакова
Charmer
Groza
Astroshock
Area 17
Кодельная

Все, что нравится собираю в Pixave. Pixave — это программа. Как Pinterest, только оффлайн. Для меня он оказался удобнее Pinterest или простого сбора картинок по папкам.

Сайты буквально декомпозирую на элементы. Делаю скриншоты понравившихся оформлений шапок, подвалов, форм, фильтров, карточек и других элементов. К каждой картинке прикрепляю заметку, чем понравилось + теги и ссылку на сайт. Теги помогают быстро найти подборку определенных решений: сайты с интересной анимацией, яркими цветами, эмоциональные, с воздушной компоновкой, с интересной типографикой.

К каждой картинке прикрепляю ссылку. Любое дизайн-решение важно не само по себе, но в контексте и в системе. Поэтому важно вернуться на сайт и разобрать решение в работе.

В дальнейшем при работе над дизайном удобно просматривать референсы и выбирать удачные способы компоновки.

Помимо сайтов собираю другой дизайн — плакаты, книги, шрифты, интерфейсы, упаковки.

Просмотр чужих работ помогает развивать дизайнерское чутье. Важно отвечать себе на вопросы: что нравится в работе? почему дизайнер поступил именно так?

Что почитать по теме:
Женя Арутюнов — Как стать дизайнером

p.s. Про вдохновение. Подпишитесь на дизайнерский дайджест Оди. Это еженедельна рассылка с выжимкой лучшего дизайна. Кирилл отсматривает сотни сайтов, статей, книг, видео, выбирает лучшие материалы и собирает в письмо. 

Как стрит-фотография помогла мне полюбить родной город

Это история не про комфортную жизнь в провинции, а про визуальное восприятие города.

28 лет я живу в Перми. Пермь — крупный город со всеми атрибутами провинции: промышленные окраины, советская и постсоветская архитектура, грязь на улицах и тротуарах. А еще в Перми отвратительная уральская погода с холодной зимой, ветряными и дождливыми весной и осенью, и коротким летом.

Я трижды хотел переехать из Перми. Мне казалось, что хорошо жить среди архитектурных памятников в Петербурге, Варшаве или Риме. В итоге я осознано выбрал Пермь местом жительства. Для этого было несколько причин. Одна из них — я научился видеть город красивым без архитектурных памятников. В этом мне помогло увлечение стрит-фотографией.

На меня сильное впечатление произвели выставки Городское пространство и Found Art в рамках проекта InnerVisions.

Фотографии: Андрей Гордеев, Евгений Каменев, Илья Нетесов, Дмитрий Ангелов

Говорит куратор выставки Городское пространство Юлия Роднина:

Наша жизнь проходит на окраинах, в которых сложно увидеть какую-то красоту. Но фотограф обнаруживает в себе способность видеть гармонию там, где ее, на первый взгляд, нет, и все шероховатости, неуемности. неустроенности — все работает на него, приобретая в картинках стройность и законченность.

Я загорелся интересом делать такое же — искать гармонию среди визуального беспорядка.

Чтобы находить привлекательные образы, много гулял по городу. Искал интересные локации и необычные артефакты. За пять лет я побывал во всех районах и микрорайонах города, обошел дворы, сотни раз прошел по крупным улицам. Это помогло хорошо познакомиться с городом.

Пермская эстетика ебеней

Чтобы видеть интересные кадры, накачивал себя предметами искусства. Мне нравится супрематизм и абстракционизм. На улице легко встретить мазки всех цветов а ля Марк Ротко. По стенам можно изучать историю искусства XX века.

Картина Марка Ротко «Без названия (Желтое и голубое)» продана на торгах Sothebyʼs за $46,5 млн
Роткоизация на улицах Самары
Фотографии Вивиан Дель Рио из проекта «Бессознательная живопись»

За время увлечения уличной фотографией я привык смотреть на родной город глазами фотографа. Я осознаю, что Пермь по-прежнему страшный и неудобный город. Но взгляд фотографа помогает видеть город чуть более привлекательным.

Промышленный город тоже бывает красивым.

Что посмотреть на эту тему:
Проект Вивиан Дель Рио «Бессознательная живопись»
Фликр Андрея Гонтарева
Фликр Дмитрия Музалева
ЖЖ Дмитрия Ангелова
Проекты Юлии Родниной

Храню базу знаний в Брейне

Я никогда не вел базу знаний. Когда возникал момент, что нужно повторно найти статью, то сначала пытался вспомнить, потом гуглил. Часто такое копание в памяти не приносило результата. Я осознал, что хорошо бы сохранять информацию, которую читаешь/смотришь, чтобы возвращаться к ней при необходимости.

Базу знаний можно вести в обычных заметках в телефоне, в Эверноте, в закладках браузера. В чем угодно, лишь бы сохранять информацию и, при необходимости, быстро ее находить.

Ребята из чата Найс энд Изи посоветовали Брейн. Брейн — приложение, которое хранит информацию (мысли) в виде ментальной карты с сетевой структурой. Мысли — это ссылки или текстовые заметки.

Я сохраняю в Брейн материалы, к которым хочу вернуться в будущем, и которые полезным мне сейчас при изучении той или иной области знаний. Лекции, статьи, курсы, рассылки, компании, людей, новости

Скриншоты из моего Брейна с мыслями связанными со шрифтами, образованием и Женей Арутюновым.

Любая мысль может быть родительской, дочерней или родственной. Родительская — это центральная мысль. Дочерняя — вложенная, а родственная — косвенная. На примере выше Шрифты — родительская мысль, все, что ниже — дочерние, слева — родственные. Центральной может быть любая мысль. Центральная объединяет дочерние. Косвенная мысль — любая мысль, которую по какой-то причине хочется связать с центральной.

Такой подход позволяет связывать знания и мысли, как в мозге. Так Курс Типографика и верстка у меня связан с Игорем Штангом, так как он его проводил; с Екатеринбургом, так как я ездил на курс туда; с конспектами по этому курсу и с «большими мыслями» Курсы и Типографика.

Я сохраняю информацию, чтобы легче найти её потом и лучше запомнить сейчас. Связывая мысли, я повышаю вероятность повторно натолкнуться на материал. Также лучше осознаю взаимосвязь предметов.

Материалы по теме
Глеб Калинин
Макс Черепица
Тимур Зарудный

Скачать The Brain

Освоил каллиграфию за 20 часов

Автор книги «Первые 20 часов. Как быстро научиться... чему угодно» Джош Кауфман уверяет, что за 20 часов можно освоить любой навык. Речь не о том, чтобы стать профессионалом. Только о том, чтобы научиться основам.

не «научиться играть на гитаре», а «выучить базовые аккорды и сыграть Звезду по имени Солнце»;
не «выучить английский», а «освоить базовые конструкции, чтобы в отпуске самостоятельно заказывать еду в ресторане»;
не «обучиться каллиграфии», а «написать фрактурой цитату Черчилля».

Кауфман дает 4 шага, чтобы все получилось:

  1. Декомпозировать навык
  2. Выбрать источники информации, которым доверяешь
  3. Убрать все помехи
  4. Практиковаться

Подробнее в лекции Джоша Кауфмана на TED.

В январе—феврале я учился каллиграфии. Попробовал методику 20 часов на себе и доволен результатом.

Выбрал источники информации

Нужно выбрать 3 источников информации, которые помогут начать практиковаться. Книги, статьи в интернете, видео на Ютубе, курсы.

Одним из моих новогодних желаний был онлайн-курс по каллиграфии. Т подарила курс в Highlight School.

Курс состоял из 8 полуторачасовых видеозаписей. Каждая запись — один урок — один вид каллиграфии. Аналогичные видео можно найти на Ютубе. Но факт того, что курс оплачен, подстегивает продолжать заниматься, когда прокрастинация и ничего не получается.

Параллельно с курсом читал книгу Леонида Проненко «Каллиграфия для всех».

Декомпозировал навык

Каждый сложный навык нужно разбить на несколько простых, которые сможешь оттачивать час за часом. Сложно «научиться каллиграфии», но можно разобраться в инструментах, видах каллиграфии и строении букв.

На курсе прошли готику и уставное письмо ширококонечным пером, каллиграфию кистью и брашпеном, копперплейт остроконечным пером, современную, арабскую и японскую каллиграфии.

К каждому занятию есть домашка. Домашка — это прописи. По очереди прописывал базовые штрихи каждой буквы, затем отдельно каждую букву.

3—5 листов каждый штрих, 3—5 листов каждую букву.

Убрал все помехи

Чтобы практика была эффективной, нужно отключить телефон, телевизор, интернет, любые уведомления и другие отвлекающие факторы.

Каждый день выделял 1 час на занятие каллиграфией. В этот час окружал себя тишиной и концентрировал внимание только на практике.

Практиковался

20 часов — это один час в день в течение месяца или по полчаса в день в течение двух месяцев. 20 часов достаточно, чтобы преодолеть барьер разочарования и не чувствовать себя профаном. За 20 часов не станешь профессионалом. 20 часов — это важная стартовая площадка, чтобы не быть новичком.

Мои результаты не выглядят впечатляющими. Но я я освоил новый навык за месяц, занимаясь по 1 часу в день. Чтобы результаты стали сильными, нужно потратить еще 9980 часов на практику. Я не планировал усиленно заниматься каллиграфией. Поэтому после окончания курса практику остановил.

Ранее Ctrl + ↓