дмтр кчв

об организации жизни и управлении собой

Дизайн-трип в Хельсинки

В прошлом месяце ездил в дизайн-трип Петербург-Хельсинки. Собрал небольшой фоторассказ о Хельсинках: архитектура, транспорт, интерьеры, плакаты и виды на город.

Смотреть

 Нет комментариев    207   1 мес   мир

Цифровой герб Пермского края

Мы с Сергеем Чикиным нарисовали цифровой герб Пермского края. Это модернизированное изображение герба специально для использования в веб-интерфейсах.

Исходный рисунок герба разрабатывался для крупных размеров: для печати на бумажных документах и флагах.

Если его уменьшить, то он становится сложночитаемым и неразборчивым. Мелкие детали превращаются в кашу. Это создает общее ощущение неряшливости.

Следуя правилам иконизации объектов, мы убрали мелкие детали, мешающие восприятию символа в целом. Такой образ идеально считывается на любых размерах и разрешениях экрана. Герб края получает дополнительный органичный образ для применения в электронной среде. Он сделан однотонным, чтобы дизайнеры интерфейсов могли вписать его в любое цветовое решение.

Образ строго соответствует описанию из закона «О Гербе Пермского края»:

Герб Пермского края представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом. Щит увенчан княжеской короной.

В 2018 году официально приняли цифровой герб России. Это был шаг к преображению из формата 90-х в современную модель интернет-сервиса от Государства. Новый герб используется на сайтах Президента РФ, Совета Федерации и других сайтах федеральных органов власти.

Но пока ни один регион не принял свой цифровой герб. Призываю Максима Решетникова и Министерство информационного развития и связи стать первыми.

Скачать

Пермский край
Пермский край (инвертированный)
Пермь
Пермь (инвертированный)

Арт-директор: Сергей Чикин
Дизайнер: Дмитрий Кучев

Пол Голдбергер — Зачем нужна архитектура

Прочитал замечательную книгу Пола Голдбергера «Зачем нужна архитектура». Кажется, это самая нужная книга для тех, кто интересуется архитектурой, но не имеет специальных знаний. Это не история архитектуры и не введение в архитектурную теорию, но попытка объяснить природу архитектурного переживания.

Выписал понравившиеся цитаты.

О том, что такое архитектура

Архитектура — это то, что происходит в тот момент, когда люди начинают строить с пониманием того, что их действия хотя бы немного выходят за границы утилитарного.

Архитектурное творчество неразрывно связано с пониманием того, что здания вызывают в людях эмоциональный ответ.

Архитектура, без сомнения, является наиболее полным материальным воплощением идеи человеческого сообщества.

Архитектура — это искусство создания обитаемых мест и общей памяти.

О культуре и архитектуре

Безыскусность большинства наших здания, вероятно, рассказывает о нас так же много, как архитектура Рима или Парижа — о создавшей их культуре.

Архитектура — самое полное материальное воплощение культуры страны.

Архитектура — важнейший символ, поскольку она отражает общий опыт в большей степени, чем любое иное искусство, и производит большее впечатление, чем другие плоды общего культурного опыта.

Вкус — это единственная нравственность. Скажите, что вам нравится и я скажу, что вы за человек.

Произведения архитектуры значат для нашей культуры не меньше, чем шедевры Бетховена и Пикассо. Стремиться построить их как можно больше — это по-своему и этическая, и эстетическая задача, поскольку она выражает нашу веру в то, что и наши величайшие здания, и наши лучшие времена еще впереди.

Всякое здание существует в определенном общественном и культурном контексте, обретая благодаря ему изрядную долю своего смысла.

Об архитектуре как искусстве

Когда архитектура и красива, и этична, она вызывает доверие.

Когда архитектура является искусством, это не только искусство ради искусства, но и искусство ради достижения общественной цели.

Понять, что именно делает здание состоявшимся произведением искусства, ничуть не проще, чем в случае выдающегося живописного полотна или музыкального сочинения.

Совершенная архитектура не делает жизнь совершенной.

Шедевр, у которого течет крыша, не является проблемой. Проблема — это когда больница кажется бездушным враждебным пространством и пациентам, которые должны были бы там поправляться, и персоналу, который работает там день за днем; когда школа спроектирована для удобства охранников и уборщиц, а не на радость ученикам и учителям; когда терминал аэропорта с бесконечными коридорами, которые выглядят как запруженые толпой подвалы, построен исходя из интересов авиакомпаний, а не пассажиров; когда при сооружении торгового центра думают только о том, как бы там уместить парковку побольше.

Три главных принципа архитектуры: польза, прочность, красота. ‹…› Здание должно быть одновременно функциональным, хорошо построенным и приятным глазу.

Выдающееся здание должно иметь практическое применение, быть надежным — и быть произведением искусства.

О восприятии архитектуры

Архитектура — это то, что построено в реальном мире, и ее следует воспринимать и судить с точки зрения формы.

Любое здание ассоциируется для нас с тем, как наш глаз воспринимает и его объем, и его композицию.

Форма, масштаб, пропорции и фактура имеют гораздо большее значение для успеха или неуспеха здания, чем приписываемые ему стилистические ассоциации. Распределение масс, масштаб, пропорции и фактура, не говоря уже о том, как здание вписано в окружающий ландшафт, о материалах, из которых оно построено, и способе его использования, значат куда больше, чем архитектурный стиль.

Восприятие архитектуры теснейшим образом увязано с ощущением твердости и мягкости, тяжести и легкости, массивности и пустоты, со своего рода визуальной диалектикой и визуальным ритмом.

Лучшее из всех определений баланса, к которому должна стремиться архитектура: быть и новой, и узнаваемой; нести радость и умиротворение, порядок и перемены, покой и возбуждение; каким-то образом заставлять нас разом воспринимать ее и как норму, и как откровение.

Об архитектуре как пространстве

Высочайшим эстетическим достижением архитектуры можно считать создание особого пространства, насыщенного, поэтически исполненного — «невыразимого пространства».

Говоря о фасадах, мы обсуждаем, как они выглядят; в случае внутренних пространств нам важно, как они ощущаются. Выдающиеся пространства вызывают у нас чувство, которое обычно описывается словами «сосет под ложечкой».

Если архитектура вообще способна погружать в состояние, подобное нирване, это почти наверняка случается благодаря пространству, в котором находится человек, а не фасаду, на который он смотрит.

На свете не существует двух людей, способных совершенно одинаково отреагировать на то или иное архитектурное пространство.

Красота заключается в том, как ты попадаешь внутрь пространства. Сначала мы воспринимаем архитектуру издалека, потом, пока мы приближаемся к ней, смотрим, как она меняется, а после, если повезет, испытываем глубокие переживания, шаг за шагом продвигаясь внутрь. И затем снова видим ее по-другому, когда стоим внутри или движемся по ее пространствам. Архитектура раскрывается поэтапно по мере нашего к ней приближения, потом также поэтапно вокруг нас разворачивается пространство. когда мы движемся внутри него.

Стоя на месте и глядя на здание снаружи, мы можем обсуждать его пропорции, материалы, масштаб и композицию, но по сути это остается сугубо двухмерным переживанием. Пространство добавляет третье измерение, а движение сквозь пространство привносит в наш опыт четвертую ось координат — ось времени.

О времени

Одно из отличительных черт великой или даже просто очень хорошей архитектуры является то, что ее смысл надолго переживает свое время.

Архитектурные стили — это языки, а язык никогда не прекращает меняться и развиваться.

Не так и важно, что родословная Георгианского особняка восходит к одному веку, а модернистской вилы — к другому. В наши дни и то и другое будет отсылать к прошлому.

За исключением самых отрезанных от мира районов, время влияет на выбор архитектуры здания как минимум не меньше, чем место, а часто и больше.

Технический прогресс тоже играет огромную роль в определении характера архитектуры своей эпохи. Люди всегда строили то, что позволяла им технология.

Неприкосновенность самых ценных зданий является «общественной необходимостью... залогом здоровья, процветания, безопасности и социального благополучия граждан».

Нет никакого смысла пытаться сохранить «дух места», если жизнь в этом месте необратимо поменялась.

Мы строим потому, что верим в будущее — и ничто не доказывает нашу преданность будущем лучше, чем архитектура.

О принципах градостроительства

Важнейший из принципов градостроительства: целое больше суммы своих частей.

Для нормального функционирования города каждый архитектор должен понимать, что он трудится над небольшим фрагментом куда более крупной композиции, работа над которой началась задолго до его рождения и продолжится после его смерти; и что как бы сильно его здания ни отличались от того, что находится рядом, их нельзя строить так, как будто рядом ничего нет.

Человеку пристало уважать своих ближних, того же нужно требовать и от зданий. Здания должны проявлять почтение друг к другу.

15 зданий, которые нужно увидеть, если вы едете в Пермь

Пермь — крутая, почти Берлин. Тут можно бесконечно ходить по улицам, смотреть на здания и восхищаться. Я выбрал 15 моих любимых зданий. Если вы собираетесь в Пермь, вам нужно обязательно их увидеть.

В конце поста есть ссылки на более подробные обзоры. Я нашел только обзоры по дореволюционной постройке и конструктивизму в Перми. Если вы знаете, где найти архитектурные гиды или обзоры по пермскому соцмодернизму, напишите мне.

Модерн

Главный корпус Пермского аграрно-технологического университета

Адрес: 25 октября, 10,
Год постройки: 1884—1887 г.
Архитектор: Ю.О. Дютель

Так называемый рациональный модерн. Никаких вычурных линий и лишних украшений. Облик продиктован только функциональным содержанием. Для конца 19 века это было прогрессивно.

В Перми в похожем стиле несколько зданий: больницы на Плеханова, 25 октября 42, Краснова 8, 22 школа на Сибирской и др. Но бывшее здание Мариинской женской гимназии нравится больше всех.

Муравейник

Адрес: Пушкина, 76
Год постройки: 1911 г.
Архитектор: В.А. Кендржинский

Кажется, единственное здание в городе в стиле национального романтизма. Смешались древнерусская архитектура (псковский, новгородский, московско-суздальский стили) и новые приемы. Нравятся ассиметричное расположение, форма окон и узоры.

Конструктивизм

О конструктивистских зданиях в Перми проще сказать общее, чем частное, потому что у них много общих черт. Их отличает выразительная ассиметричная композиция: сдвинутые между собой громадные монолиты, которые делают здание объемным; ритмично повторяющиеся вертикальные плоскости; длинные, как трибуны балконы.

Узел связи Камского речного пароходства

Адрес: 25 Октября, 2
Год постройки: 1930-е

Политехнический колледж им. Славянова

Адрес: Уральская, 78
Год постройки: 1927—1937 гг.
Архитектор: П.А. Голосов

Дом чекистов

Адрес: Сибирская, 30
Год постройки: 1929—1932 гг.
Архитектор: Н.А. Шварев

Проектно-технологический институт экологии ТЭК

Адрес: Островского, 60
Год постройки: 1930-е
Архитектор: В.В. Наборщиков

Гостиница «Металлург»

Адрес: Лебедева, 9
Год постройки: 1930-е

Общежитие Ханеса Майера

Адрес: Уральская, 110
Год постройки: 1924 г.
Архитектор: предположительно Ханес Майер
В медиа: репортаж Звезды

Второй директор Баухауса вряд ли сам проектировал дом, но он точно проектировал микрорайон, который должен был начинаться с этого здания. Этот дом — связь с нереализованным генпланом города Молотова. И единственная в Перми связь с великой архитектурной школой. Стоит увидеть хотя бы потому, что скорого его снесут.

Дом Горсовета

Адрес: Уральская, 82
Год постройки: 1927 г.

Я знаю как минимум три соцгородка в Перми: в Мотовилихе, на Зеленке и в Закамске. Архитектурно эти дома для меня не сильно примечательны, кроме того, что это было первое массовое социальное жилье. От дома на Уральской 82 кайфую из-за надписи «Дом Горсовета 1928». Шрифт больше ар-нувошный, чем конструктивисткий.

Постконструктивизм

ГКБ №7

Адрес: Героев Хасана, 24
Год постройки: 1937 г.

Нравится это наследие конструктивизма — длинные балконы, огромные окна лестничных клеток, полукруглые ризалиты.

Дом грузчика (он же Дом Коляна)

Адрес: Монастырская, 171
Год постройки: 1939 г.
В медиа: репортаж 59.ru

Я полюбил дом задолго до того, как там сняли Реальных пацанов. Угловая башня, в которой хочется побывать; длинная открытая терасса на крыше, уютный двор. Архитектурно оно аналогично монументальным домам на Компросе и Куйбышева, со всей этой лепниной, сложными профилями карнизов. Только на Компросе дома выглядят через-чур помпезно, а Дом Грузчика уютно.

Соцмодернизм

Самые известные здания эпохи развитого социализма расположены в центре. В принципе, центр Перми спроектирован как единое целое, что придает городу уникальный облик. Библиотека Горького, гостиница Прикамье, Заксобрание, Филармония, Драмтеатр, Ростелеком. А мне нравятся другие 4 здания.

ГДКБ им. Пичугина

Адрес: Тимирязева, 57
Год постройки: 1970-е

Все тот же конструктивизм 50 лет спустя. Те же сдвинутые монолиты, тот же объем, то же горизонтальное членение.

Здание ГИБДД

Адрес: Бульвар Гагарина, 80
Год постройки: 1980-е

Здание Пермэнергосбыта

Адрес: Сибирская, 67

Нравится причудливая форма, здания, полукруглые выступы, окна необычной формы.

Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия

Адрес: Бульвар Гагарина, 10
Год постройки: 1983 г.
Архитектор: Б.А. Калмыков и С.А. Килунин

Нравится, как верхние этажи образуют восходящую линию, что перекликается с холмистым рельефом местности.

p.s.

Пермь эпохи модерна в проекте «Пермь: Взгляд сквозь годы»

Пермский конструктивизм в репортаже Звезды Часть 1, Часть 2 и проекте «Конструктивизм в Перми»

Приезжайте в Пермь

Сделал приложение с каталогом виски

Мы с Тимуром Абасовым сделали приложение с каталогом виски. Тима любит виски, а я учусь осознанности во вкусовых ощущениях. Whisky App — это адаптация книги «Чистый виски» Сирила Маля и Александра Вентье.

Пока что мы сделали MVP на вебвью с минимальным функционалом. Зато работает на любом айфоне и андройде. Мы сделали приложение для себя, но хотим помочь другим выбирать и пить виски более осознано. Чтобы добавить себе приложение... короче смотрите видос, там понятнее

Отзывы и предложения пишите мне и Тимуру.

Установить

прошел курсы по сеткам и истории дизайна

весной прошел два курса: сетки и проектирование сайтов на bang bang education и история дизайна в школе дизайна вшэ. оба курса считаю хорошими и вот почему.

сергей жданов — дизайнер образовательных систем в двфу

курс о долговременных начинаниях — как не бросать начинания на длинных дистанциях и получать от этого удовольствие

начну с того, как отличить хороший курс от плохого. сергей жданов рассказал критерии:

в хорошем:
— в начале у вас собирают ожидания и спрашивают зачем это надо. иногда предупреждают с чем точно не помогут — например, если хотите пассивный доход за 10 дней.
— в процессе вы работаете над проектом и постоянно что-то делаете.
— есть артефакт — что-то что ценно само по себе вне зависимости от результатов. диплом, вхождение в новый круг специалистов.
— независимая оценка — когда оценивает не тот, кто обучал.
— постоянная обратная связь в процессе.
— итоговый проект, во время которого проверяешь все новые инструменты.

плохой курс полезен каждому, окупиться через час, нет обратной связи, обучающийся ничего не делает (если только это не лекция).

серега ведет ask-me-anything об образовании

проверяю оба курса по этим критериям.

сетки и проектирование сайтов

о курсе

онлайн-курс по основам модульного проектирования и создания композиции сайта с помощью сеток. ведут арт-директор charmer александр гладких и дизайнер сергей гуров. 9 видеоуроков, 3 вебинара, 3 домашних задания.

ожидания

после старта курса всех пригласили в закрытую группу в фейсбуке и чат в телеграме. ожидания от курса собрали перед первой лекцией. как мне показалось по ходу курса, лекторы учли ожидания.

я давно мечтал поучиться у саши гладких. хотел перенять опыт charmer в работе с сетками и типографикой. кажется осмысленнее них никто у нас не работает с проектированием крупных диджитал-проектов. мои ожидания оправдались на 100%.

постоянная работа и обратная связь

курс поделен условно на две части: лекции и практика. лекции — это 3 часа видеозаписей, поделенные на 9 уроков. после каждого занятия лекторы отвечали на все вопросы в телеграм-чате. задавать вопросы можно было хоть после самой лекции, хоть через месяц. ребята отвечали на все.

кусочек лекции про микромодули

практика — это 3 домашних задания. на каждое задание отводилось от 1 до 3 недель. результаты мы скидывали в общий файл в фигме. после задания — вебинар, на котором саша и сергей подробно разбирали каждую работу. вебинары в среднем длились по 8 часов, некоторые разбивали на два дня. то есть в сумме ребята почти сутки комментировали работы учеников.

для меня самым крутым на курсе были именно вебинары. даже не комментарии к моим работам, а больше к чужим. словно, арт-директора сутки разжевывают, как делать классно.

вебинар с разбором финальных работ. тайминг 4 часа — это уже второй день разбора.

артефакт

реальные артефакты: сертификат, доступ к bang bang education community + скидка на другие курсы bang bang education.

возможным артефактом была бы котируемость дизайн-тусовкой обучение у гладких и гурова. но курс слишком короткий, чтобы я мог действительно хвастать «я учился у саши гладких».

независимая оценка

не было. оценивали только те, кто вел курс.

итоговый проект

третье домашнее задание, по сути, и было итоговым проектом. в нем просили применить все знания, полученные на курсе.

резюме

курс крутой, советую. если нет возможности учиться сеткам у арт-директоров вживую, то этот курс — самое то.

история дизайна

о курсе

бесплатный онлайн-курс, в котором показана история развития графического и промышленного дизайна, их взаимное влияние, а также связь с культурным контекстом 20-го века в целом. курс разбит на 13 тем, каждая тема состоит из коротких видеолекций по 40—70 минут в неделю. одна неделя — одна тема.

ожидания и обратная связь

бесплатный курс, рассчитанный на широкую аудиторию. соответственно никакого сбора ожиданий и обратной связи не подразумевается.

постоянная работа

каждую неделю в понедельник открывали доступ к новым лекциям. лекции разбиты на подтемы. после каждой подтемы проверочный тест из трех вопросов. в конце каждой темы тест из 15 вопросов. программа курса:

1 Зарождение дизайна. Движение Arts and Crafts
2 Дизайн ар-нуво
3 Европейский авангардный дизайн 1910-х — 1920-х гг
4 Советский авангардный дизайн 1920-х гг
5 Предметный и графический дизайн группы De Stijl
6 Школа Баухауз и модернистский дизайн в Европе в конце 1920-х — 1930-е гг
7 Графический дизайн швейцарской школы и промышленный дизайн в США в середине XX
8 Модернистский промышленный дизайн в Европе после Второй мировой войны
9 Модернистский графический дизайн после Второй мировой войны
10 Постмодернистский промышленный дизайн (1960-1980-е гг.)
11 Постмодернистский графический дизайн (1960-1989-е гг.)
12 Современный дизайн в Европе и США
13 Современный отечественный дизайн

курс читают кандидат искусствоведения александра старусева-першеева и преподаватель школы дизайна вшэ артем дежурко
в тестах открытые вопросы и вопросы с выбором

артефакт, независимая оценка и итоговый проект

на курсе предусмотрен сертификат. чтобы его получить, нужно пройти итоговое тестирование. доступ к тестированию получают только те, кто сдал промежуточные тест со средним баллом 40/100.

итоговое тестирование платное — 1800₽. оно проходит под визуальным надзором через систему прокторинга. подключаешься к специальной системе, включаешь микрофон и веб-камеру. с «той» стороны специальный сотрудник следит как ты сдаешь экзамен. я не сдавал экзамен, поэтому представляю себе процедуру условно

скриншот из руководства по подключению к системе сдачи экзамена

резюме

очень хорошо структурированные лекции с богатым иллюстративным материалом. для таких как я, кто не изучал историю искусств в университете, заменит книги и академическое образование.

Пиши, удаляй

Это мантра, которой я научился у Ильяхова. Мы никому не интересны. Кроме наших родителей, супругов и ближайших друзей, наше существование никого не заботит. Люди интересны друг другу настолько, насколько они друг другу полезны.

С тех пор я стараюсь не лезть в разговор, если не могу внести что-то полезное. И не пишу комментарии, если они бесполезные.

А что сказать, если ничего не понятно. Что тут скажешь, если все и так понятно.

Но часто возникают ситуации, когда высказаться хочется, но пользы от этого ноль. Просто потешить свое ЧСВ.

Кто-то написал в Фейсбуке пост на остросоциальную тему, а у меня, к сожалению, есть свое мнение. Вы все неправильно живете.

В чатике написали ерунду, а мне хочется поумничать. Сынок, сейчас папка расскажет как нужно делать.

Я считаю, что когда хочется высказаться, нужно говорить. Но не обязательно вслух. Ведь в интернете главно выговориться, а не чтобы тебя услышали (правила интернета, книга первая, стих двенадцатый).

На клавиатуре есть такая клавиша Backspace, она удаляет текст. Не все умеют ей пользоваться, а я умею. Смотрите как работает. Пишу комментарий. Выговариваю все, что думаю. А потом Select All > Delete

Вот она, прямо над Энтером

Берегите нервы и время, ни то, ни другое нельзя восстановить.

Пиши, удаляй

Новая версия схемы пермского транспорта

Полгода назад мы с Сашей Караваевым представили нашу концепцию схем общественного транспорта Перми. Напомню, что мы предлагаем заменить общую схему на частные в каждом районе или крупном транспортном узле. И показали на примере Центрального рынка.

Тогда мы показали бета-версию. Это была незавершенная концепция, чтобы проверить гипотезы и протестировать на пассажирах.

Сегодня покажу новую версию. Это, по-прежнему, бета, а не завершенная концепция

Обновил графему. Усилил ощущение наклона на 18 градусов. Взял за опору схему 1970 года. Кажется, что так графема выглядит крепче и лучше запоминается. А рифма со схемой 70 года добавляет исторический контекст.

Новая графема позволила сократить количество используемых углов, разместить информацию плотнее и аккуратнее.

Графика реки рифмована со старыми картами Перми (см. рис. 4,5)

Добавил на схему пиктограммы достопримечательностей, линии трамваев и основные улицы.

Переработал центр. Временно отказались от «5-минутного круга» и навигации внутри него.

Пока что я прекращу работать над схемой для Центрального рынка и сделаю схему для другого транспортного узла. Проверю, как заложенные принципы работают при масштабировании.

Если хотите помочь, заполните анкету. Так я пойму, стала ли схема лучше. Если вы уже заполняли анкету, то плиз заполните еще раз. Хочется понять, как работают со схемой те, кто сталкивается с ней не в первый раз.

Скачать пдф

Заполнить анкету

Адольф Лоос — Орнамент и преступление

Прочитал культовый сборник эссе архитектора Адольфа Лооса «Орнамент и преступление» (Ornament und Verbrechen) 1908 года. Лоос критикует имитацию и украшательство, призывает не скрывать функции вещей в их внешнем облике. Эти идеи определят дизайн всего 20 века и актуальны сейчас. Выписал понравившиеся цитаты.

Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает.

Каждый материал имеет свой собственный язык формы, и ни один материал не может претендовать на формы другого.

Плохая форма (так я называю форму, не соответствующую нашему времени) простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне.

О культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в сортирах.

Эволюция культуры равнозначна удалению орнамента с предметов обихода.

Орнамент — это растраченная впустую рабочая сила, а тем самым растраченое здоровье. И так было всегда. Сегодня к ним добавляется растраченный впустую материал. Эти три фактора означают растраченный зря капитал.

Место махровой орнаментики ушедших эпох должна занять чистая конструкция. Прямые линии, прямоугольные кромки: так работает мастер, имеющий перед глазами цель, а в своем распоряжении материал и инструмент.

Культурой я называю равновесие духовного и телесного в человеке. Только оно гарантирует разумное мышление и деяние.

Папуас орнаментирует все, до чего может дотянуться, от собственного лица и тела до лука и лодки. Но нынче татуировка — признак вырождения, обычай уголовников и выродившихся аристократов. А цивилизованный человек, в отличие от папуаса, находит нетатуированное лицо более красивым, чем татуированное, даже если его расписал сам Микеланджело или Комо Мозер.

Наибольшее число заказов получает не тот, кто умеет лучше строить, а тот, чьи работы лучше смотрятся на бумаге.

Каждое произведение искусства имеет настолько сильные внутренние законы, что может явиться только в одной-единственной форме.

Если хотите иметь современное ремесло, современные предметы обихода, отравите архитекторов.

Материал и труд имеют право сохранять свою ценность всегда, несмотря на любые новомодные течения.

Ранее Ctrl + ↓